Дальневосточный художественный музей, храня в своих фондах артефакты приамурской аборигенной культуры, становится причастным к сохранению её духовного наследия. В переплетении узоров на рыбьей коже, ткани, берёсте хранятся не только традиции рукодельного ремесла, но и скрытые тексты, представляющие собой отражения миропредставлений коренных дальневосточников. культура приамурья

Почти у всех народов мира устройство Вселенной представлялось в виде так называемого Мирового Древа. Каждый его ярус соответствовал сферам мироздания и был населён всевозможными духами, хозяевами тех или иных явлений. Возвращаясь к теме существ-духов, населяющих данное Древо, в мифологии дальневосточных аборигенов, напомним, что в прошлой статье по этой тематике мы рассматривали изображения духов, живущих под кроной. Сейчас постараемся разобрать образы, относящиеся к нижнему ярусу Мирового Древа Ялоан Туйге (ялоан от нан. мир; туйге от нан. священное дерево) коренных народов Приамурья. культура приамурья

Как можно догадаться, существа, живущие на нижнем слое, часто изображались под корнями деревьев и имели образы хтонических существ. Это ящерицы, лягушки и змеи. Как символические образы эти существа олицетворяли не просто живущих в земле, но являлись жителями загробного мира. Мира, не доступного для восприятия простыми смертными. И как мы знаем, в народной культуре Приамурья осознанно уходить туда и возвращаться могли только самые сильные «касаты»-шаманы во время очень важного обряда больших поминок – «каса», в процессе которого души умерших переправлялись в мир мёртвых «були». Также шаманы могли ходить по направлению к этому миру, чтобы вытащить душу больного. В мире духов в були можно было попасть, если долго идти на запад в сторону захода солнца. Если душа больного уходила в этом направлении (что выявлялось в процессе камланий), это был плохой знак. Такая топонимика загробного царства отсылает нас к легенде о трёх солнцах, в которой два лишних светила, умирая, падали именно в западном направлении и попадали в нижний мир. По одной из интерпретаций этой легенды, смерть придумали именно после падения Солнц в качестве меры по предотвращению перенаселения, возникающего из-за комфортного пребывания людей на поверхности, а роль сопровождения людей в загробный мир отвели шаманам.

Исходя из вышесказанного, можно понять, что изображение духов нижнего мира так или иначе причастно к шаманским практикам и часто имеет активное обрядовое назначение.

Известна роль змеи в шаманизме Приамурья, этот дух – частый помощник шамана и его проводник в мир мёртвых. Змея ведает путями, знает тайные ходы. Спаренное изображение змеи символизирует способность видеть как средний мир, так и нижний. Именно поэтому пояс шамана «янгпан» используется шаманами-касаты для проникновения в були и выхода обратно. Если присмотреться, пояс состоит из двух скреплённых друг с другом змей. Также по записям В.К. Арсеньева известно, что змейки на сэвэнах имели усиливающую функцию в той части тела, где их изображали. Лягушки (хэрэ) или жабы (кутуэ) – тоже духи-помощники шамана в нижнем мире, они часто олицетворяли счастье и удачу и помогали перемещаться по топким болотам мира мёртвых как шаманам, так и духам. Сэвэнами лягушек или жаб могли лечить женские болезни. Ящерицы часто изображались парно, как например на ульчском шаманском нагруднике, и принадлежали к группе, связанной с божествами-близнецами Адо, один из которых представлялся как медведь – хозяин тайги (На Дуэнтэни), другой как медведь-хозяин вод (Муэ Дуэнтэни). На более современной работе, 2016 года, – колотушке для шаманского бубна работы мастера Кялунзига М.М. можно наблюдать рельефные изображения всех вышеперечисленных духов. культура приамурья

В коллекции ДВХМ мы редко встречаем изображение хтонических существ вне обрядовой, шаманской атрибутики, однако редко не значит никогда. Например, в серии работ Л.У. Пассар на декоративных панно, посвящённых родовым деревьям, описываемые существа часто присутствуют там, где и положено, у корней деревьев. И на свадебных женских халатах XIX в. можно наблюдать данную символику, скорее всего оберегающую от определённых болезней.

Космос в виде духов, его олицетворяющих, отражён в образцах народного творчества, что многообразно представлено в музейной коллекции. Эти образы передают миропредставления народа, близкого к природе и при этом способного запечатлеть своё понимание этого сложного явления в самобытном и неповторимом искусстве.

А.М. Ковальчук, ведущий специалист по народному искусству ДВХМ

Главное фото: Неизвестный мастер - Сэвэн «Жаба»


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен