Вот и наступил 2022 год. По восточному календарю – год Тигра, священного животного у приамурских народов. И как у всякого священного животного, его образ оставил глубокий след в материальной культуре коренных амурчан. Искусство приамурских аборигенов, отражающее анималистическое мировоззрение, не могло игнорировать столь могущественного, опасного зверя, и его символ, олицетворяющий духа-хозяина тайги, отражался как в обрядовой, праздничной атрибутике, так и в более повседневных предметах. образ тигра

Дальневосточный художественный музей, почти век занимающийся отбором экспонатов прежде всего по художественно-эстетическим признакам, собрал в своей коллекции народного искусства множество артефактов, на которых изображён тигр. Но подсчёт их не представляется возможным в силу своей субъективности. Слишком многое в орнаментальных переплетениях на одеждах, коврах, берестяных сосудах, резьбе на деревянной утвари, аппликаций из рыбьей кожи может напоминать тигриную морду (рис. 1 и 2). Поэтому в заметке будут представлены те предметы, на которых изображения тигров не могут трактоваться альтернативно. образ тигра

(рис.1) Бельды - Образец орнамента

Рассматривая экспонаты музея с тигриной символикой, необходимо понимать, какую роль играл данный зверь в мифологическом сознании народа, издревле обитающего на Дальнем Востоке.

Первопредок, Хозяин тайги, Дух – помощник шаманов, персонаж мифов и легенд, тигр был неприкосновенным. Убить его без крайней необходимости считалось страшным грехом и грозило большими неудачами в охоте. Даже ходить по тигриной тропе и брать его добычу было нельзя.

Отношение к тигру как первопредку сохранилось в памяти удэгейцев, орочей, нанайцев и других народов ДВ в виде мифов и преданий, которые чаще всего рассказывают о сожительстве тигра с женщиной или тигрицы с мужчиной. В одной из легенд говорится, что мальчик и девочка попали на звериную тропу. Девочку подобрал медведь, а мальчика — тигрица. Впоследствии от брака девочки с медведем произошли все удэгейцы, а брак мальчика породил некоторые нанайские и орочские роды.

К примеру, роды Актанка и Еминка считались прямыми потомками тигра. И если обычно при встрече со зверем охотник бросал свое ружье, низко кланялся и произносил «молитву» (просил удачи в охоте), то нанайцы рода Актанка и орочирода Еминка становились лицом к зверю, чтобы тот мог узнать своего «потомка». Считалось, что в трудную минуту зверь оказывал помощь родне. Такое отношение к тигру отразилось и в изобразительном искусстве современных нанайцев. В частности, у мастерицы Людмилы Уламовны Пассар в серии панно «Сказание о нанайских родах», хранящейся в ДВХМ, можно наблюдать выполненное в 1979 году панно из обработанной бересты «Род Бельды» (главное фото), на котором с помощью традиционного дальневосточного спирально-ленточного орнамента из стилизованных растительных элементов в центре легко узнаётся голова тигра – прародителя рода. образ тигра

(рис.2)

Как духи-помощники, тигры изображались как на одежде шаманов, так и виде сэвэнов. Пример изображения тигра на шаманском халате в виде духа-помощника можно увидеть на рисунке из коллекции Дальневосточного общества краеведения (ныне – в собрании ДВХМ), созданном Лесючевской Ольгой (Эльгой) Николаевной в 30-х годах XX века (рис.3). На шаманской одежде персонажи наносились контурной линией, при этом художник часто нарушал пропорциональную зависимость деталей туловища (…большая голова и малое тело), не соблюдалась перспектива, отсутствовала детальная прорисовка. Важной деталью являются поперечные полосы, изображающие шкуру зверя, по которым узнают тигра среди других животных из семейства кошачьих.

(рис.3)

Тот же приём маркировки полосами использовался в деревянной обрядовой скульптуре. Экспонат, выполненный в 1950-х удэгейским мастером Каладо Кимонко, показывает шамана верхом на духе-помощнике (рис.4) и демонстрирует тот же принцип узнаваемости по косвенным признакам.

(рис.4)

Однако, как уже известно, в анимистических представлениях всё имеет двойственную природу. И тигр мог быть как положительным, так и отрицательным персонажем. Если зверь нападал на человека и убивал его, такого зверя считали «сумасшедшим», вышедшим из-под влияния бога лесов Онку или ставшим злым духом Амба. В этом случае тигру объявлялась кровная месть.

Как пишет этнограф Анатолий Старцев, «закон кровной мести существовал у аборигенов Приамурья вплоть до 1930-х годов. Он распространялся не только на чужеродцев, но и на тотемных животных — тигров и медведей. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что в далеком прошлом люди не делали различий между человеком и тотемным зверем, который также должен был сполна получить наказание за свое преступление».

В любом случае, тигр в мифологии коренных народов Приморья и Приамурья играл одну из ведущих ролей. Эта роль отчасти благодаря традициям в народном искусстве и сейчас сохраняется в сознании аборигенов и модернизируется в изобразительных приёмах. Как, например, в орнаментах на панно и коврах мастерицы Майлы Егоровны Актанка (рис.5). На её работах мы видим практически реалистичное, слегка упрощённое изображение тигриной морды, органично вписанной в вязь традиционного узора.

(рис.6) Актанка М.Е. - Орнамент нанайский 1933

Вот такие разносторонние образы амурского тигра, символа наступившего 2022 года, хранит Дальневосточный художественный музей. И вы можете лицезреть их на наших тематических выставках.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен