Все время, пока я работал, я чувствовал, что мой отец и моя мать смотрят из-за моего плеча, а за ними — те миллионы евреев, которые исчезли недавно и тысячи лет тому назад… Марк Шагал

В 1962 году при больнице Хадасса на Иудейских холмах в Иерусалиме начала работать синагога. Она была построена в форме прямоугольника (рис.1), а её главным украшением стали двенадцать витражных окон, расписанных одним из великих мастеров ХХ века Марком Шагалом. марк шагал витражи

(рис.1) Синагога при больнице Хадассы

В июне 1959 года доктор Мириам Френд и архитектор Джозеф Ньюфелд, автор проекта самой больницы Хадасса, предложили Шагалу создать витражи для синагоги. Шагал с воодушевлением принялся за работу:

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».

В работе над витражами сошлись увлечения Шагала: давнее – библейской темой и новое для него – техникой витража. Искусствовед Ирина Языкова писала:

«После шестидесяти лет Шагал освоил витражное искусство. Прославленный художник, лауреат многих премий, обладатель собственного музея вдруг пошел учеником к мастеру и стал еще и известным витражистом. Это говорит о том, что Шагал был живым человеком, не боялся учиться. И потом стал делать витражи и в христианских храмах, и в синагогах. Среди его работ – витраж в Иерусалимской синагоге, чикагском соборе Святого Стефана и здании ООН, плафон для парижской «Гранд-Опера», два панно для «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке и мозаики на здании Национального банка в Чикаго».

Первоначально эскизы витражей были сделаны в виде карандашных набросков, затем – рисунков тушью. Следующим этапом стали наброски акварелью и гуашью в сочетании с коллажем. Первыми карандашными набросками были символические изображения каждого из колен Израиля. Каждый витраж был решен в одном из четырех основных цветов – синем, красном, зеленом и желтом с использованием разных оттенков. На витражах изображены рыбы, птицы, животные – «звери шагаловской породы», объединенные по группам и сюжетам в связи с символическим толкованием родов Израиля. Именно эти наброски и послужили отправной точкой для создания эскизов витражей и при более тщательной разработке на последующих этапах работы существенных изменений не претерпели (рис.2). марк шагал витражи

(рис.2)

Над эскизами для витражей Шагал трудился по 12 часов в сутки. Как вспоминал сотрудничавший с ним художник по стеклу Шарль Марк, Шагал иногда говорил ему: «Шарль, давайте сделаем шедевр».

Само стекло выполнялось ручным способом на специализированной фабрике в Ла-Верери-де-сен-Джюс-сюр-Луар в соответствии с инструкциями Шагала по цвету. Для изготовления цветного стекла применялись кислота и двойной слой краски, благодаря чему достигалась передача тончайших цветовых нюансов и градаций (главное фото).

Витражи, прежде чем были установлены в синагоге, с июня 1961 по февраль 1962 года экспонировались в Париже. 6 февраля 1962 года, на торжественном открытии синагоги, Марк Шагал сказал:

«Это мой скромный подарок еврейскому народу, который всегда мечтал о библейской любви, дружбе и мире во всем мире…».

(рис.4) Литография с экспликацией
(рис.3) Обложка альбома литографий

В этом же году Шагал издал альбом литографий по витражам синагоги и по эскизам к ним (рис.3). Гости Дальневосточного художественного музея смогут увидеть листы к этому альбому, посетив выставку «Шагал. La Bible» (6+). Литографии витражей сопровождаются экспликацией с историей родов (рис.4).

Ждем вас на выставке до 20 августа.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен