В наследии русской материальной и духовной культур особое место занимает феномен «русская усадьба». Усадьба являлась целым миром или точнее сказать «микрокосмосом», вобравшим в себя дом, сад, лес, пруд, хозяйственные постройки, пашню, творческие встречи, прогулки, прослушивание музыки, признания в любви и т.д. Чаще всего владельцы оставляли в прошлом активную карьеру или шумную столичную жизнь и отправлялись в тихое место, где их ждала неповторимая русская усадьба. усадьба абрамцево

Однако стоит вспомнить историю появления самих дворян-помещиков и их родовых гнезд. Активное усадебное строительство началось во времена правления Петра I, оказавшего большое влияние на создание и развитие дворянства. Ряд реформ объединял служилых, придворных и бояр в дворянское сословие и стирал противоречия между бывшими социальными группами. В 1762 году Петр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», освобождавший дворян от обязательной службы и дававший много свободного времени. Именно это время дворяне посвящали делам своих загородных имений.

Репин И.Е. портрет С. И. Мамонтова 1878 г.

Свидетелями расцвета и многообразия усадебной жизни стали десятки талантливейших русских писателей: Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и др. Не будет преувеличением сказать, что усадьба не только их приютила, но стала тем могучим импульсом, что сопровождал всю их творческую жизнь. Усадьба – своего рода колыбель русской классической литературы, а при внимательном изучении – и русской поэзии, и русской драматургии, и русской живописи.

В историю русской культуры вошла одна усадьба, которая запомнилась сосредоточением встреч творческих личностей. Усадьба Абрамцево находится в Московской области и берет свое начало с середины XVIII века. Первые владельцы упомянутые в документах являлись Ф.И. Головин, Л.В. Молчанов, В.В. Неведомский. Но расцвет Абрамцево начинается с 1843 г., когда хозяином усадьбы стал литературный деятель С.Т. Аксаков. Именно в Абрамцево со всей полнотой раскрывается талант писателя, создается всеми любимая сказка «Аленький цветочек», усадьбу посещают Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.С. Щепкин и другие.

После смерти писателя имение приходит в запустение, но в 1870 г. его выкупает крупный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918). Чета Мамонтовых в серьез увлекалась искусством и мечтала собрать в своей усадьбе художников-единомышленников. Так и случилось. В Абрамцево приезжали и работали В.Д. Поленов, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин и др. С именем С.И. Мамонтова связаны такие художественные явления: Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок, Русская Частная опера и столярная и гончарная мастерские в Абрамцеве.

Кончаловский П.П. «Пейзаж. Столярная в Абрамцеве».

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится картина Петра Кончаловского «Столярная в Абрамцеве» написанная в 1911 г. Именно столярная и гончарная мастерские в Абрамцеве, во многом способствовали формированию национального характера русского модерна. Известно, что Кончаловский несколько раз посещал усадьбу и провозил всю семью.

В 1918 году, после смерти Саввы Ивановича Мамонтова, дом Мамонтова в Абрамцеве получил охранную грамоту Отдела Изобразительных Искусств Наркомпроса. Александре Саввишне Мамонтовой выдали удостоверение, в котором она была названа «ответственным хранителем всех ценностей Абрамцева». В организации музея ей помогал П.П. Кончаловский с сыном Мишей, и они вместе с Александрой Саввишной начали подготовку музея к открытию. Был окончательно оформлен кабинет С.Т. Аксакова, полный воспоминаниями о прежнем хозяине; в старом книжном шкафу стояли книги Аксаковых и их современников. Это было то, что очень ценили и берегли Елизавета Григорьевна и Савва Мамонтов.

Весной 1920 года музей был открыт.

Главное фото: Усадьба Абрамцево


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен