Мейсенская мануфактура богата своей историей, талантливыми мастерами и их великолепными изделиями. В собрании Дальневосточного художественного музея есть небольшая коллекция мейсенского фарфора. Предметы разных эпох свидетельствуют о неугасаемом интересе к моделям, разработанным в XVIII веке лучшими скульпторами Мейсена – И. Кендлером, П. Рейнике, В. Асье. Еще одно имя, ставшее неотъемлемой частью истории мейсенской истории, – Иоганн Фридрих Эберлейн (1696–1749). мейсенский фарфор фото

Будущий мейсенский мастер родился в Дрездене, обучившись в Англии мастерству скульптора, познакомившись с разными способами обработки скульптурных материалов, вернулся в Дрезден и стал учеником придворного скульптора правителя Саксонии Августа II Жана-Жозефа Винаша.

(рис.1) Меркурий. Автор модели И.Ф. Эберлейн. 1741. Гос. Эрмитаж

Последние 14 лет жизни Эберлейна были связаны с Мейсенской мануфактурой.

В 1735 году он поступил на службу в качестве «адъюванта» (помощника) к скульптору по фарфору Иоганну Иоахиму Кендлеру, став его первым сотрудником. Эберлейн принимал активное участие в создании многочисленных шедевров мануфактуры во второй четверти XVIII века: производил последнюю пластическую отделку декоративного и бытового фарфора, а также реставрировал изношенные формы.

По разным причинам И.Ф. Эберлейн не добился славы и признания великого Кендлера – он был его учеником, помощником и соавтором, хотя создавал и самостоятельные произведения, о чем свидетельствуют многочисленные крупные заказы 1740-х годов. К ним относятся маленькие фигурки животных, группы людей с животными, аллегории («Любовь с двумя детьми», «Надежда с якорем и соколом в руках», «Мир с пальмовыми ветвями»), чрезвычайно популярные в эпоху рококо статуэтки, обращающиеся к экзотике, – «иностранных народных типов», например, мавров, турок и других. мейсенский фарфор фото

Не менее популярна в этот период была тема античных мифов. Эберлейн создал ряд статуэток, изображающих мифологических персонажей: «Аполлон и Дафна», «Венера и Купидон», «Юнона с павлином и Меркурием», «Три грации» и другие (рис.1. Меркурий. Автор модели И.Ф. Эберлейн. 1741. Гос. Эрмитаж). К этой группе относится «Нептун с раковиной» из собрания Дальневосточного художественного музея. Правда, в музейных документах она называется «Посейдоном» – греческим именем античного бога морской стихии.

Катарина Кристиана Херцог в исследовании «Малые мифологические скульптуры из мейсенского фарфора 1710–1775» пишет о манере Эберлейна: «Начиная с конца 1740-х годов в делах накапливаются записи об отсутствии Эберлейна по болезни... Эберлейн, несомненно, создал множество мифологических скульптур, и ему приписывают еще несколько. В техническом отношении Эберлейн преуспел в изучении свойств фарфора как материала. Вероятно, по работе со слоновой костью он был знаком с точной работой по изготовлению малых скульптур. Малые скульптуры Эберлейна отличаются прежде всего характерной формой головы и чертами лица. Его фигуры имеют выдающийся подбородок и ярко выраженный нос. Кроме того, глаза часто расположены под небольшим углом. Руки и ноги скульптур иногда кажутся несколько увеличенными. Эберлейну удалось передать движения фигур естественно, хотя многие из его скульптур выполнены contrapposto. Следует отметить, что работы Эберлейна были очень похожи на стиль Кендлера. Вероятно, это обстоятельство объясняется стремлением мануфактуры обеспечить единый художественный облик». мейсенский фарфор фото

(рис.2)

Музейный Посейдон наделен внушительным носом (рис.2), раскосыми глазами, расположенными под углом к нему, – особенностью эберлейновских работ (рис.3). В целом эта небольшая, в 12 см, фигурка воплощает стиль эпохи рококо: бог морей запечатлен в порывистом движении, гибко изгибающимся в сложном ракурсе. Отбитая левая рука не мешает зрителю уловить это стихийное движение, подобное волне. Посейдон выходит из раковины – принципиального атрибута произведений рококо. Цвета росписи также истинно рокайльные: нежные, слегка приглушенные, прежде всего – это бледно-розовый, которым расписана и раковина, и внутренняя сторона накидки. Внешняя сторона накидки особенно хорошо просматривается со спины, общий бледно-желтоватый фон её покрыт массой тончайше выписанных лиловых цветов с желтой сердцевиной.

(рис.3)

Фигурка изображена на относительно высокой базе, декорированной растительным орнаментом в рельефе, с позолотой.

Узнаваемое клеймо Мейсенской мануфактуры – два кобальтовых скрещенных меча изображены на базе, со стороны спины, что характерно для мейсенской продукции 1745–1762 годов (рис.4). Учитывая дату смерти мастера, время создания этой работы может быть определено как 1745–1749 годы.

(рис.4)

Имя Иоганна Фридриха Эберлейна мало известно широкой аудитории. Вилли Дэнгес в своем труде «Мейсенский фарфор его история и художественное развитие», вышедшем в 1921 году, объяснял причины этого:

«Возможно, Кендлер, очень амбициозный художник… в первую очередь виноват в том, что стремился по возможности скрывать имена своих сотрудников, старался как можно меньше оповещать об их самостоятельных работах…

Самым одаренным работником Кендлера, которым, несмотря на его художественные заслуги в области фарфоровой пластики, до сих пор сильно пренебрегали, был скульптор Иоганн Фридрих Эберлейн».

Тем не менее, модели Эберлейна повторялись и после его смерти. Так, например, на одном из немецких аукционов сравнительно недавно был продан «Нептун c раковиной», выполненный в XIX веке. Эта статуэтка имеет деталь, не уцелевшую на музейном предмете. Речь идет о главнейшем атрибуте Посейдона-Нептуна – трезубце. Аукционная вещь позволяет нам представить, как изначально выглядел «Посейдон» из Дальневосточного художественного музея.

Имя Эберлейна стало более известно в последнее столетие, публикации специалистов отдают дань уважения его искусству. Но все же, видимо, на все века этот интереснейший мастер эпохи рококо останется вторым после великого И.И. Кендлера.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен