Собрание Дальневосточного художественного музея имеет интересную коллекцию западноевропейской графики. Многие листы посвящены одной из самых популярных тем европейского искусства – античным мифам. античные мифы

В настоящее время посетители музея смогут увидеть 18 графических листов, связанных с разнообразными историями из греческой и римской мифологии, на мини-выставке, входящей в экспозицию зарубежного искусства в коридорном зале третьего этажа музея.

(рис.1)

Среди персонажей здесь есть боги Алфей, Амур, Аполлон, Кибела, Церера, Марс, Меркурий, Минерва, Нептун, Сатурн и Юпитер; полубог-получеловек Геркулес; божества низшего порядка – сатиры, нимфы, тритоны, а также герои мифа о Каледонской охоте Мелеагр и Аталанта.

Гравюра итальянского мастера Лоренцо Цукки (1704–1779) «Аполлон и Марсий» (рис.1) посвящена одному из самых популярных мифологических сюжетов в искусстве Западной Европы. Этот миф говорит о жестоком наказании любого дерзнувшего состязаться с богами – как постигло оно сатира Марсия, надеявшегося победить самого бога искусств Аполлона в игре на музыкальных инструментах.

Этот лист повторяет полотно Джованни Батиста Ланджетти, созданное им в 1660 году. До 1945 года хранившееся в Дрезденской картинной галерее, оно ныне утеряно. Но общее представление о композиции мы можем составить, глядя на репродукционную гравюру Л. Цукки. античные мифы

Грозному богу богов – Юпитеру посвящено два рисунка, созданных итальянскими мастерами 2 половины XVI – 1 половины XVII века.

Паоло Фаринато (1524–1606) представляет эпизод из детства Юпитера, воспитанного вдали от родителей, в окружении нимф, кормящих его козьим молоком (рис.2). Художник решает изобразить не знаменитую козу Амалфею, которая и выкормила будущего бога грозы и молнии, – на рисунке мы видим трех «нянек» с чанами, чашами, одна из них кормит Юпитера грудью.

(рис.2)

На рисунке художника круга Франческо Альбани мы видим встречу Юпитера и Нептуна (их мы легко узнаем по атрибутам – орлу за спиной Юпитера и трезубцу, на который опирается Нептун) с женщиной и малышом, держащим лук (главное фото). Возможно, это сцена сватовства к морской нимфе Фетиде, за которой ухаживали божественные братья.

Один из крупнейших мастеров Болонской школы Агостино Карраччи (1557–1602) выполнил репродукционную гравюру «Марс, прогнанный Минервой» (рис.3) по знаменитому полотну Якопо Тинторетто (1519–1594) «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», написанному в 1576–1577 годах. Работа Тинторетто хранится во Дворце Дожей в Венеции, эстампы гравюры хранятся в различных мировых собраниях – в этом большое преимущество гравюры как тиражной графики.

(рис.3)

Сальватор Роза (1615–1673), великий итальянский художник и поэт, создал в 1660–1665 годах офорт «Церера и Фиталус» (рис.4), произведение, в котором органично сочетаются его поэтическое и художественное мастерство. В небольшом листе вертикального формата изображена богиня плодородия Церера, которой поклоняется благодарный Фиталус, однажды гостеприимно встретивший богиню и получивший от нее за это саженец фигового дерева. античные мифы

(рис.4)

Европейские мастера изобразительного искусства очень любили образ бога Амура, его часто представляли в виде пухлого малыша с факелом, символизирующим огонь любви, а также колчаном со стрелами, которыми жесткий малыш мог ранить сердце людей и богов, зародив в них любовь. Эти амурчики, купидончики (также их называют итальянским словом путти) в светском изобразительном искусстве часто неотличимы от ангелочков, которых католические художники также изображали обильно в любой религиозной сцене.

(рис.5)

На нашей небольшой выставке этих шаловливых героев можно увидеть и в изящном перовом рисунке «Амуры в облаках» итальянского художника XVII века (рис.5), и в гравюрах Жана Лепотра (1618–1682), посвященных орнаменту (рис.6). Александр Бенуа писал, что «настоящее место Жана Лепотра – в истории архитектуры». И действительно, созданные им многочисленные орнаменты предназначены для декора королевских интерьеров. Но и отпечатанные отдельными листами, они впечатляют безграничной фантазией, с которой автор сочиняет декоративные архитектурные элементы.

(рис.6)

В рисунке «Мелеагр и Аталанта» (рис.7), повторяющем картину великого П. П. Рубенса (1577–1640) на сюжет знаменитой Каледонской охоты (около 1635), тоже есть путто – тот, кто скрепляет одним своим присутствием любовные узы.

(рис.7)

В залах музея постоянно экспонируются произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, посвященные сюжетам из античной мифологии. С графическими работами, которые для лучшей их сохранности экспонируют лишь по несколько месяцев, зритель может познакомиться только на временных выставках. До конца ноября редкая возможность увидеть античные сюжеты в западноевропейской рукотворной и печатной графике будет представлена всем посетителям нашего музея.

Фролова Алена, ведущий специалист ДВХМ


  • Второй после Кендлера. Мейсенский мастер Иоганн Фридрих Эберлейн в ДВХМ - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен