Среди мейсенских фарфоровых статуэток в собрании Дальневосточного художественного музея две связаны с именем французского мастера Мишеля-Виктора Асье (1736–1799). статуэтка садовник

Асье был приглашен в качестве скульптора-модельера на Мейсенскую мануфактуру в 1764 году, в период её упадка, связанного с Семилетней войной, когда идеи чистого рококо, воплощаемые великим И. И. Кендлером, стали не столь востребованы. Нужны были свежие силы – и были приглашены мастера из Парижа, сначала М.-В. Асье, а в 1770 году – Иоганн Элизар Цейссиг по прозвищу Шёнау. Эти художники привнесли в искусство Мейсена «французскую линию», выраженную воплощением в мелкой пластике идей знаменитых французов скульптора Этьена Фальконе (ср. бисквитную группу Фальконе и группу Асье на рис.1) и живописца Жана-Батиста Грёза. статуэтка садовник

(рис.1)

После смерти Кендлера в 1774 году и до самой своей смерти руководил Мейсенской мануфактурой граф Камилло Марколини (1734–1814). В начале его руководства в Мейсене царил стиль не столько новаторский, сколько служащий «продолжением французского влияния рококо, – сообщается в «Заметках о периоде Марколини и краткие биографии мастеров», опубликованных Журналом швейцарских друзей керамики в 1988 году. Это французское влияние авторы статьи отмечают именно в творчестве Асье, работавшего вместе со стареющим И. И. Кендлером, «которому было трудно приспособиться к новым стилям». Например, в 1772 году совместно с великим мастером Асье участвовал в разработке для Екатерины Великой некоторых предметов «Ораниенбаумской серии», в том числе прекрасной «Аллегории торговли», хранящейся сейчас в Эрмитаже (рис.2). Эта группа демонстрирует гармоничное соединение художественных идей Кендлера и Асье, рококо и неоклассики.

(рис.2)

Асье часто работал в сотрудничестве с другими художниками, в том числе и с Шенау, с которым они создали любимейшую до сих пор коллекционерами серию «Devisenkinder», одна из статуэток которой хранится в Дальневосточном художественном музее (о ней мы писали ранее; рис.3).

(рис.3)

Асье и Шёнау работали в переходное время, когда кокетливую и фривольную эпоху рококо сменял классицизм, выбравший своими принципами строгость и простоту. Но все же большинством исследователей отмечается, что в работах Асье «скорее просматривается увлечение «стилем Людовика XV, который сам по себе был цивилизованным и сдержанным рококо, лишенным буйства, свойственного, например, южногерманскому рококо».

Асье был ведущим модельером фабрики в течение всего срока своего 15-летнего контракта. Он создавал не только однотипные статуэтки, представляющие малышей в различных ролях, порой – в довольно фривольных позах, он обращался и к «новому типу бытовой группы, фарфоровой версии картин Грёза через обычное посредничество гравюр. Эти буржуазные и часто излишне сентиментальные группы нашли признательный рынок по всей Европе. Постепенно он отдал дань классицистическому вкусу Людовика XVI, введя некоторые классические лепные элементы на круглых основаниях групп», со временем отказывается от ярких красок и мягкости форм, присущих XVIII веку, «в пользу почти классической трезвости. Эта новая тенденция еще долго будет влиять на стиль немецкого фарфора и, через него, на большую часть французского и английского производства. Карл Кристоф Пункт и Иоганн Карл Шёнхайт станут самыми замечательными учениками Асье», отмечают авторы упоминаемых уже «Заметок».

Одна из часто повторяемых на протяжении следующего, девятнадцатого, века фигурок М.-В. Асье – «Садовник». Во многих собраниях она хранится с названием «Садовник, прививающий дерево». К сожалению, утраты на статуэтке из ДВХМ – отбиты правая кисть и черенок, не позволяют увидеть этот замысел автора. Но несмотря на то что музейная статуэтка не сохранилась целиком, роспись впечатляет тонкостью и изысканностью. И ткани одежд, и их отделка, и тщательная проработка волос юноши, и нежное его лицо с тонкими чертами, и натуралистично переданные – не только скульптурно, но и живописно – изломы пня-подпорки (рис.4) – все это создает образ свежий, исполненный с вдохновением. Далеко не каждая статуэтка «Садовник» по модели М.-В. Асье (а их немало можно найти на сайтах музеев и аукционов) решена с таким вкусом и умением. Можно предположить, что это образец самой первой партии «Садовников», выпущенной под руководством самого Асье во второй половине XVIII века, а не повторение XIX века. База, на которой стоит садовник, декорирована традиционно для статуэток Асье – меандром, так любимым мастерами неоклассицизма.

(рис.4)

На одном из аукционов «Садовник» продается в паре с «Садовницей» (рис.5). Можно лишь сожалеть, что Дальневосточный художественный музей в свое время получил только одну фигурку из этой пары – она поступила в 2001 году из Территориального управления по сохранению культурных ценностей.

(рис.5)

Долгое время фарфор Марколини был не очень ценим среди коллекционеров, но, как верно сказано в «Заметках», «есть только одна уверенность – мода меняется, и однажды Марколини станет словом, скорее вызывающим уважение, чем порицание».

Вивьен Мескю, специалист Севра, в недавней лекции также отметила, что один из главных мастеров периода Марколини М.-В. Асье всегда был недооценен французами, хотя на протяжении XIX века его модели часто повторялись Мейсеном и были популярны в Германии, и может быть, пришло наконец время признания этого мастера и на его родине. Для нашей страны имя Мишеля-Виктора Асье связано прежде всего с заказами Екатерины Второй и ее двора, но важно еще и тем, что он был прадедом великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Алена Фролова, ведущий специалист ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен