В ДВХМ на двух последних выставках (0+) экспонировалась картина «За дровами» кисти известного художника Аркадия Александровича Рылова. Это единственная картина мастера в нашей коллекции.

На картине — заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега, ветви деревьев сгибаются под тяжестью выпавшего снега. И в центре — запряженная лошадь. Перед нами настоящая зимняя сказка.

Родился Аркадий Рылов в 1970 году в Вятке, в одном из живописнейших мест России. Отец художника умер в клинике для душевнобольных, когда мальчику было всего шесть лет. Новый муж матери, по счастливому совпадению, тоже увлекался рисованием и всячески поощрял начинания пасынка. Мальчик мечтал стать художником. Он учился в Академии художеств у прославленного мастера — Архипа Куинджи, что во многом определило его творческую судьбу. В их картинах и сегодня можно увидеть много общего. Оба считали, что самый главный учитель для художника — это природа. Рылов стал последователем знаменитого учителя, но сохранил свой оригинальный художественный язык, и не попал под влияние своего гениального современника. Школа Куинджи закрепила желание писать с натуры, добиваться выразительных эффектов освещения.

Аркадий Александрович Рылов.

Однако Рылов никогда не искал в природе того благословенного покоя, который для некоторых художников стал наивысшим, но субъективным идеалом. Для него природа — естественная среда обитания человека. Общение с ней не только обогащает человека духовно, но закаляет его силы, позволяет пережить радостное чувство борьбы и победы над стихией.

Много работая на открытом воздухе, в разную погоду, при разном освещении, художник совершенствовал свое мастерство в передаче сложной гаммы зеленых тонов: «Сначала я не мог привыкнуть писать этюды в массе листвы и сложной формы деревьев, потом увлекся передачей блеска жаркого дня и игрой солнца на листве. Делал опытные этюды через выпуклое зеркало, свет и краски в нем концентрируются, кажутся определеннее и яснее, и тогда я увидел, что дневной свет надо писать в холодных тонах». Эти опыты научили художника передавать цвет обобщенно, что составило одну из отличительных особенностей всей его живописи.

После окончания Академии Художеств Аркадий Александрович продолжил обучение за рубежом, он изучал искусство старых мастеров в музеях Франции, Германии, Австрии. По возвращении из пенсионерской поездки вернулся на Родину, в Вятку, где были написаны его первые лирические пейзажи. Рылов любил северную природу родного края, часто выезжал на этюды в Финляндию, именно там было написано множество этюдов и картин, принесших ему долгожданную известность. Художник активно участвовал в выставках в России и в Европе, и даже был избран почетным членом жюри парижского Салона.

К рубежу XIX-XX веков тема пейзажа, казалось бы, исчерпала себя, но именно на стыке двух столетий, в диалоге старых мастеров с новым поколением живописцев, родилось новое искусство. Ярким представителем искусства нового времени стал А. А. Рылов. В начале ХХ века его творчество достигает своего расцвета, имя становится известным, в 1915 году он получает звание академика живописи. Картины, этюды и рисунки мастера хранятся во многих музеях России и в частных собраниях за рубежом.

Аркадий Александрович скончался 22 июня 1939 года в Ленинграде.
«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — так написал в некрологе друг художника М.В. Нестеров после печального известия о его смерти. Творчество художника оказало огромное влияние на развитие русской и советской живописи, а его произведения продолжают восхищать современных зрителей своей красотой, правдой и глубиной.

О.В. Козарезова, специалист по просветительской деятельности ДВХМ

В ТЕМУ:
«Замок на берегу замерзшей реки» Класа Моленара в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен