В канун праздников Дальневосточный художественный музей открыл выставку «Однажды вдруг под Новый год…» (0+). Помимо её главных героев — авторских кукол, среди произведений из фондов музея, представляющих образ зимы и зимних праздников, на выставке экспонируется «Замок на берегу замерзшей реки» Класа Моленара.

Николас или Клас Моленар родился в 1630 году в Харлеме в семье портного Яна Минстена Моленара. Из восьми детей трое стали художниками. Кроме Класа, живописью занимались Бартоломеус и Ян Минзе, один из самых ярких «малых голландцев». Предполагают, что Клас иногда работал вместе с Яном Минзе.

Самое раннее его произведение датируется 1644 годом. С 1651-го Клас Моленар стал членом Гильдии Святого Луки в Харлеме. Последний его взнос в Гильдию был сделан в год смерти, в 1676-м. Таким образом, вся его творческая жизнь связана с Харлемом.

Если Ян Минзе Моленар прославился веселыми бытовыми сценками, происходящими в помещениях, то Клас писал природу и людей, занятых делами или развлекающихся на свежем воздухе.

Одной из любимых тем художника были зимние пейзажи. И любимой не только автором, но и покупателями. Отчасти это объясняется теми природными изменениями, что получили позже название «малого ледникового периода», длившегося несколько веков и приведшего к довольно частым в Европе XVII—XIX веках суровым зимам.

На территории Голландии существует множество рек и каналов. Холодными зимами они замерзают. Отсюда и популярность зимних развлечений. Люди из всех социальных слоев гуляли по льду, катались на коньках и на санях. На санях, а не на телегах или лодках, как летом, перевозили также грузы. Водоснабжение обеспечивалось за счет импровизированных колодцев, вырубленных во льду.

Морозный зимний воздух меняет освещение, цвета, саму атмосферу. Эти специфические приметы зимы веками привлекают и художников, и их заказчиков. Клас Моленар учился у малоизвестного художника Николаса Пьемонта, но большее влияние на его творчество оказали работы Якоба ван Рейсдаля и Исаака ван Остаде. Зимние речные пейзажи Моленар стал писать под влиянием одного из родоначальников тонального пейзажа — Яна ван Гойена. При этом работы самого Класа Моленара имеют характерные узнаваемые черты. Они присутствуют и на музейном полотне.

Во-первых, это замок. Это один из главных героев пейзажа. Он вместе с группой людей в тени его стены коричнево-серым пятном вклинивается в светло-серую гамму общего пейзажного фона.

Во-вторых, глыбы льда на переднем плане, вырезанные для проруби, сама прорубь, люди на коньках, голые стволы деревьев и заледеневшая трава. Все эти приметы зимы художник часто переносит из картины в картину.

Люди в работах Класа Моленара всегда в действии. В нашей работе они катаются на коньках, перевозят грузы на специальных тележках. Кто-то с любопытством свешивается со стен замка, наблюдая за сценой на берегу, кто-то надевает коньки, собираясь прокатиться. Эффектно на фоне простолюдинов в повседневной одежде, занятых житейскими делами, выглядит прогуливающаяся по берегу супружеская пара бюргеров. Белая рубашка с пышными рукавами и воротником у молодого человека, белая кружевная накидка у его спутницы контрастируют и с их темными, но нарядными одеяниями (шляпа, плащ, чулки, туфли с пряжками у него и косынка, синий атласный плащ, муфта, терракотово-красное атласное же платье у нее), а также с общим фоном — серым, низкими тучами, коричневыми стенами замка, серо-белым покровом водоема.

Третьей характерной чертой работ этого мастера является легко читаемая «моленаровская» диагональная композиция, которая «уводит» замок, занимающий большую ее часть слева вдаль, наискосок. Между замком и несколькими мелкими строениями в правой части композиции — просвет, где взгляд уходит в глубину пространства, туда, где соединяются река и небо. Тяжелые низкие тучи почти скрывают высокое светло-голубое небо.

Но, возможно, самым прекрасным и, несомненно, самым изящным элементом зимних пейзажей Класа Моленара является изморось на траве и деревьях. Легкими точными движениями художник наносит белые тонкие линии, рождающие на холсте морозный ажурный узор.

Очарованный этим жизнелюбивым сюжетом, хотя и решенным в традиционно голландских сдержанных тонах, картину в свое время приобрел П. П. Семенов-Тян-Шанский, десятилетиями собиравший произведения голландской живописи с целью заполнить затем лакуны эрмитажного собрания. Из Эрмитажа картина и поступила в Дальневосточный художественный музей в 1931 году и с тех пор находится в постоянной экспозиции голландского искусства. Но на короткое время картина стала частью прекрасной зимней выставки, которую вы сможете увидеть до 19 января 2025 года.

А. Фролова, специалист по зарубежному искусству ДВХМ

В ТЕМУ:
Фантасмагоричные картины Ларисы Зеневич в коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен