На три дня вектор мировой анимации сместился в Хабаровск из-за международного фестиваля анимационного кино «Анимур» (18+). Впервые краевая столица принимала столько почетных гостей. В жюри конкурсной программы были аниматор, художник, президент Гильдии профессионалов анимационного кино ААКР, президент международного фестиваля детского анимационного кино «Золотая Рыбка», Член художественного совета проекта «Гора Самоцветов» и студии «Пилот» Сергей Меринов, иранский режиссёр-мультипликатор, магистр анимации, обладатель многочисленных премий и наград международных фестивалей анимационного кино по всему миру Омид Хошназар.

Все они передавали свой опыт на мастер-классах, обсуждали перспективы Хабаровска как столицы анимационного кино на Дальнем Востоке и, конечно, вместе с хабаровчанами целыми днями смотрели лучшие мультфильмы 2022 года. Из 234 представленных на «Анимуре» фильмов, 48 – мировые премьеры.

Идём на восток

О намерении создать в краевой столице анимационный кластер говорили еще в прошлом году – тогда в Хабаровск приезжали художники Союзмультфильма. «Мультфест», прошлогодний формат которого с легкой руки программного директора нынешнего фестиваля Алены Сычевой, получил название «цирк-шапито», в этот раз стал частью «Анимура». Помимо мастер-классов на нем были представлены мультики для детей, созданные детскими же анимационными студиями. Изменился и статус. Теперь «Мультфест27» – первый межрегиональный фестиваль детских мультфильмов.

анимур

В этом году на детской площадке было 200 участников, рассказали организаторы. В программе 106 мультов, что лишь на два меньше, чем во взрослой программе. Свои работы привезли детские студии из Москвы, Екатеринбурга, Южно-Сахалинска и даже Казахстана и Башкортостана – всего 31 населенный пункт. Местных, что радует, большинство. Хабаровский край представили 15 детских анимационных студий! И все они появились за один год. Правда, говорили именитые гости пока лишь об одной.

– С проектом «Мечталет» мы знакомы уже четыре года. Этот проект поражает своей скоростью развития. Появление сильного игрока на востоке для нас очень важно. Город становится форпостом нашего индустриального продвижения на Азию, сейчас это наше приоритетное направление. Надеемся, что в следующем году мы сможем провести на фестивале уже расширенный формат деловой программы, – анонсировала Заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, создатель и исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова.

«Анимур», кстати, «от» и «до» подготовлен региональной командой. Но, как отметила директор фестиваля Александра Дубовская, в тесной коллаборации с правительством края и не без поддержки именитых гостей. За год дальневосточникам удалось серьезно продвинуться в плане подготовки собственных кадров.

– У нас выстраивается трёхступенчатая подготовка начиная с детей, которые, конечно, еще не рассматривают анимацию как возможную профессию, но получают первичные навыки и завершая подготовкой профессионалов, которые могут продолжить или начать обучение, не выезжая из региона. Пока мы говорим в большей степени о курсах, это скорее дополнительное образование, – рассказала она о радужных анимационных перспективах.

Следующим шагом должно стать создание для вновь испеченных специалистов рабочих мест. В краевой столице, поддержала хабаровских коллег Ирина Мастусова, для этого все есть. Технопарк скорее образ, описывающий процесс развития анимационной индустрии в регионе, нежели имущественный комплекс.

– Главная задача создания анимационного кластера – оставить в регионе молодежь, – отметила она.

Креативных идей у начинающих хабаровских аниматоров действительно не мало. Для того, чтобы их осуществить, нужны грамотные местные педагоги. И сегодня в Хабаровске, подтвердили профессионалы, они есть.

– Это очень правильная мысль начать с подготовки собственных кадров, – одобрил подход хабаровчан Сергей Меринов. – Сколько я преподаю, столько и слышу – учите нам молодых профессионалов. А где их учить? В Москве, Питере? Сегодня осуществилась моя мечта – воспитывать педагогов в регионах. Мы провели полугодичный курс, где готовили педагогов анимации. Они все предварительно прошли конкурс, все рисующие, и теперь ждите притока новых молодых профессионалов, потому что они скоро начнут учить сами.

Новая кровь

«Свежая кровь», а это, как было озвучено во время церемонии открытия фестиваля, около 700 педагогов, уже с энтузиазмом обучает секретам анимации подрастающее поколение. На мастер-классы в кинотеатр «Совкино» в этом году дети приходили организованными группами. Многие в мультипликации далеко не новички, занимаются в студиях анимации.

– Я делаю фон, другие ребята персонажей. Потом мы все это будем там соединять, – кивая на стол со стеклом и камерой, бойко поясняет мне Арина Шошина, рассказала, что для нее мультипликация – это вероятная профессия.

Арина Шошина

– Вон там, – махнула она в коридорную даль, – есть моя фотография. Это я в лагере была режиссером мультика, – не без гордости добавила девушка, ловко «намазывая» на белый фон очередное пластилиновое облако.

За соседним столом тоже кипит работа. Создавать мультфильм будут в новомодной коллажной технике.

– Эту технику сейчас активно используют в анимации. Она позволяет использовать в работе разные материалы – газеты, журналы, нитки … С их помощью создаются герои, – объяснила мне суть происходящего ведущая мастер-класса Анастасия Тыченко. Девушка, как оказалась, и есть представитель той самой «свежей крови». Штатный сотрудник Гродековского музея всерьез увлечена анимацией, и недавно окончила онлайн-курс самого Сергея Меринова.

Надо отметить, что некоторые педагоги детских анимационных студий с нескрываемым удовольствием творили за одним столом со своими воспитанниками.

Помимо мастер-классов детская площадка удивляла мультфильмами. Но избежать технических накладок, увы, не получилось.

– Наш мультфильм не показали по техническим причинам, – расстроена гостья из Екатеринбурга Лариса Пономаренко.

Мультик студии «Пчелиный рой» (12+), где занимается дочь женщины, участвовал в конкурсной программе. Несмотря на то, что в этот день зрители его не увидели, жюри мастерство юных аниматоров оценило высоко. А вот сами екатеринбуржцы оценили хабаровских конкурентов.

– Пока не могу сформулировать свои впечатления четко. Понимаю, что на уровне менталитета мультфильмы все-таки отличаются от наших. Прослеживаются исторические корни, что ли. Но очень интересно: разнообразные техники, сюжеты. И потом, мультик ведь делают дети и через их взгляд можно понять эмоциональный фон, тональность региона. И на уровне подсознания я понимаю, что вы – другие, – поделилась впечатлениями Лариса.

Мне же почувствовать себя мультипликатором так и не удалось. Процесс создания мультфильма требует времени, а его-то и не было. Нужно было спешить на киносеанс в кинотеатр «Гигант», чтобы увидеть настоящий «изюм» любой фестивальной программы – авторское анимационное кино с маркировкой 18+.

Рисовка и немного больше

– Обязательно посмотрите анимацию для взрослых, – посоветовал мне Сергей Меринов, с которым мы немного поговорили после пресс-конференции. А мэтров надо слушать, они плохого не посоветуют. Тем более, что авторская анимация, тем более для взрослых – гость в краевом центре крайне редкий. Это кино не имеет к коммерции никакого отношения. Увидеть его можно только на фестивалях, это чистое творчество, высказывание автора на волнующую его тему.

– Авторское кино требует подготовленного зрителя. Очень здорово, что в Хабаровске такая культурная публика, и залы не пустуют на этих показах. На фестивале представлены и коммерческие фильмы, но основная программа – все-таки авторское анимационное кино. А это своего рода лаборатория, эта история важна даже больше для профессионалов, чем для зрителя. Здесь идет набор опыта. Авторские фильмы снимают сейчас в большинстве своем студенты. И это всегда поиск, – рассказал Сергей Станиславович.

анимурБольшинство фильмов, представленных на фестивале, до этого не показывали. Так что хабаровчане стали их первыми зрителями. Подборки мультфильмов, объединенных в одной программе, были разнообразные. «Если вдруг вам что-то не интересно, потерпите. Мультфильмы короткие. И, может, следующий будет именно для вас», – порекомендовала перед началом конкурсного показа программный директор фестиваля Алена Сычева. Этот принцип был жизнеспособен и на внеконкурсных показах.

Мне повезло. Программа «Игра» лично мне, как говорится, зашла на «ура». Было и над чем подумать и восхититься тем, как эта идеи преподнесена.

Если говорить о современных тенденциях, то, как рассказал Меринов, почти 80 % его учеников приходят, чтобы рисовать русское аниме.

– С большими глазами и маленькими ротиками, – смеется художник. – Но, видимо, это уже не победить ничем, – с горечью добавляет он.

При этом российская анимация конкурентоспособна. И не только в сегменте авторского кино. Например, коммерческий мультсериал «Маша и медведь» (0+) стал самым популярным мультиком в мире. анимур

Еще одной, но уже обнадеживающей тенденцией, стал разворот в сторону регионов. Появилось свое лицо и у дальневосточной анимации, считает Сергей Меринов. Все тот же «Мечталет». Правда, отметил художник и еще одну талантливую на его взгляд студию из Комсомольска-на-Амуре, название которой вспомнить так и не смог. Простим мэтру этот крошечный грех – все-таки разница часовых поясов давала о себе знать, а работа членов жюри начали с раннего утра. Кстати, работа комсомольской студии «Зеленые камнеежки» (6+) была в конкурсным показе. И, надо отдать должное их коллегам, хабаровский «Мечталет» соратников поддерживает и словом, и делом. анимур

Что касается национальной региональной темы, то, как справедливо отметил мастер, она может развиваться полноценно лишь в рамках социальных проектов, которые поддерживает государство. анимур

– Ваш «Мечталет» не аниме все-таки делает. Хотя и с прицелом на азиатский рынок. Потому что он огромный и там им легче всю эту историю монетизировать. Важно, что такие коммерчески успешные студии заинтересованы в том, чтобы у них были свои авторы молодые, и они дают возможность им делать свое авторское кино. И вот в рамках таких историй возможны любые проекты, и национально ориентированные в том числе. Но поддержка государства в этом сегменте очень важна. Как в свое время поддержали «Гору самоцветов» и мы сделали огромный прекрасный проект на аутентичных сказках народов России, – отметил Сергей Меринов.

Так что у Хабаровска, как сказала замминистра культуры региона, есть вполне реальный шанс стать «меккой» анимационного кино ДФО. Первой ласточкой станет открытие ко Дню края Центра прототипирования на базе хабаровского института культуры. Там молодые аниматоры смогут создавать аудио- и видеодоржки, пробовать себя в режиссуре. А в 2024 году в краевом центре появится филиал знаменитого ВГИКА. Правда, проблему с кадрами он не решит.

– ВГИК выпускает людей, которые не пригодны на производстве. Они делают авторское кино, один фильм в год. А нам нужны рабочие лошадки, ремесленники. Чтобы они могли на свой художественный опыт наложить новые практики и работать на производстве, – обозначила первостепенные задачи развития анимационного кластера в Хабаровском крае киновед, продюсер, программный директор ряда кинофестивалей, генеральный директор Paranoid Animation Studio Алена Сычева. анимур анимур

Екатерина Дроздова Фото автора и animur.ru


  • Легендарным спектаклем открылись в Хабаровске гастроли Брянского драмтеатра - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен