А вы знали, что Хабаровск один из немногих городов в России, где возродили профессию тапёра? А всё благодаря музыкальному инструменту, которого в Гродековском музее называют ветераном музыкальных действий. При каких обстоятельствах людей погружают в другую эпоху – рассказываем на примерах нескольких вариантов досуга. Амурский утес

«Синема-салон» по-хабаровски

Музей давно перестал быть только площадкой с экспонатами. Теперь это магическое место, где оживает прошлое и расширяются горизонты знаний. Гродековский музей и музейно-культурный центр «Амурский Утёс» разработали несколько проектов, которые пользуются популярностью среди хабаровчан. А если вы о них не слышали, то это большое упущение.

Проект «Немое кино» (16+), рассказывает заведующая «Амурского Утёса» Анастасия Бездудная, появился четыре года назад. Ровно тогда же в Гродековском музее поселился старинный экспонат – рояль Шрёдера, которому 141 год! Так как инструмент рабочий, в нём заменили только несколько струн, а всё остальное родное, то ему придумали применение. Смотреть немое кино без звука под живой аккомпанемент рояля!

Представьте, пятница, семь часов вечера, от 18 до 20 человек приходят в музей, чтобы с помощью кинопроектора посмотреть фильм без слов. Кино вызывает различные эмоции – люди и плачут, и смеются, и хлопают в ладоши. Происходит погружение в ушедшую эпоху, необычную для себя атмосферу. Помимо рояля в помещении находятся аксессуары, которые носили хабаровчане. Броши, веер, мужские и женские часы, лорнет – как раз это всё использовали аристократы в конце XIX – начала XX века, когда посещали подобные мероприятия.

По словам экскурсовода Ирины Батраченко, интерес к немому кино в одно время пропал. Но вот он снова стал появляться. И Хабаровск был один из немногих городов, который возродил эту традицию «синема-салона». Да и вообще, именно у нас вернули к жизни редчайшую профессию тапёра.

Многие не знают такого слова. Зрители понимают в процессе, что это человек, который аккомпанирует, сопровождает сам фильм различными комбинациями мелодий. Когда на экране происходят трогательные моменты, то вся ответственность лежит на тапёре.

Человек-оркестр

– Никогда не думала, что буду тапёром. А книга про звёзд немого кино была мною до дыр зачитана. И, естественно, когда мне предложили попробовать себя в этом жанре, то я стала смотреть немые фильмы с сопровождением. И поняла, что можно быть достаточно свободным в выборе музыки. Бывает так, что я беру цитаты из известных песен. Это может быть опера, симфония, или сочиняю их сама. Я обязательно смотрю фильм один раз, чтобы мне знать направление своей музыкальной деятельности.

Иногда использую другие инструменты в подспорье. Это может быть свисток, губная гармошка, маленький барабанчик. Можно одной рукой играть на губной гармошке, а другой – на рояле. Приходится быть человеком-оркестром, – рассказывает Ирина Евгеньевна.

В первый раз ей было страшно «озвучивать» фильм. Это была работа с Чарли Чаплином, и там Ирина следовала жанру, исполняя лёгкую американскую музыку. А потом пианистка поняла, что можно выражать то, что происходит на экране, абсолютно любой музыкой. Лишь бы она соответствовала эмоциям, которые царят на экране. Например, Чарли Чаплин убегает от милиционера под мелодию из песни Любэ «Прорвёмся! (опера)». Зрителям понравилось, а это главное.

– Больше всего запомнилось, когда я в первый раз озвучивала немецкий фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари» (16+). С одной стороны, это смешно, как себе представляли ужасы 100 лет назад, а с другой – великолепно поработали художники с декорациями. Там у меня была полная импровизация. Это сложно, нужно иметь одну тему, которая связывала бы весь фильм. Если ты сыграл её один раз, то должен её запомнить. Ты чувствуешь себя рулевым целого фильма. На тебе лежит ответственность за всё кино, и ты отвечаешь за восприятие зрителей. Слажать здесь нельзя, – продолжает делиться со мной Ирина.

Показы проводят два раза в месяц – показывают один и тот же фильм в течение месяца. Если на какую-то ленту есть повышенный спрос, то её могут повторить и в третий раз. Постоянные любители проекта могут несколько раз ходить на один и тот же фильм. Потому что Ирина Батраченко каждый раз его по-новому сопровождает.

Во время фильма есть антракт, где смотрящих бесплатно угощают чаем и печеньем. В среднем, вместе с перерывом встреча длится 80 минут. Иногда показывают короткометражки – три фильма по 10-15 минут. После окончания обычно нет обсуждения ленты, но не раз зрители оставляли хвалебный отклик в книге отзывов. Амурский утес

Анастасия Бездудная и Ирина Батраченко

Давайте махаться?

Рояль когда-то был единственным звучащим экспонатом в Гродековском музее. Но потом Ирина Батраченко разработала экскурсию «Как звучит музей», где оживляет другие музыкальные инструменты. Молча, они о себе мало что могли рассказать, а при содействии музыканта – они становятся главными героями интерактивной экскурсии. Иногда люди сами играют на экспонатах. Очень занимательный досуг на час!

То же самое можно сказать про театрализованную экскурсию «У модной дамы». В ней Анастасия Бездудная в образе светской особы встречает гостей. Рассказывает про моду эпохи модерна, демонстрирует пошитые костюмы по фасонам того периода. А ещё вы узнаете о небанальных мелочах, о корсете из фонда музея, которому около 150 лет. А также, возможно, впервые услышите о пикантной детали мужского гардероба. Амурский утес

Также вас научат необычному языку общения между мужчиной и женщиной с помощью веера. Экскурсия «Давайте махаться» не содержит сленговое слово, люди прошлого так и говорили. В конце концов, девочек учили махаться с 12-13 лет. С этого возраста они могут кокетничать, да ещё как!

Стоит сказать про экскурсию «Как в лучших домах», где погружают людей в салонную культуру эпохи модерна. Какой был чайный этикет и салонные игры? В них, кстати, участники и поиграют. Амурский утес

Все экскурсии, кроме «Немой пятницы», устраивают по заявкам. Достаточно записаться двум-трём людям, чтобы встреча состоялась. А те, кто владеют «Пушкинской картой», могут оплатить досуг и таким способом. Было бы желание почувствовать себя причастным к жизни другой эпохи.

Фото пресс-службы Гродековского музея и автора

По всем вопросам об «Амурском Утёсе» звоните по телефону: 30-31-92. Телеграм-канал: t.me/grodekov


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен