На летнем «Амурфесте 2022» (0+) поздравляли хабаровских молодоженов и ветеранов брачных союзов, запускали в небеса голубей, рассказывали про сущность России и про кражу японских гейш. Почему дети в семье не главное и зачем разбегались орочские мужчины при первых родовых схватках - обо всем этом можно узнать за три июльских дня на фестивале-ярмарке. Или минут за 10 причитать в нашем материале. амурфест лето 2022

«Амурфест. Лето 2022» в Хабаровске: фото и видео с фестиваля

В Хабаровске полным ходом идет фестиваль «Амурфест. Лето», придуманный властями пару лет назад. На площади Ленина выступают музыканты и танцоры, здесь же развернули ярмарку. Завершится праздник в воскресным вечером. амурфест лето 2022

Тематику на этот раз выбрали семейную. Во-первых, день открытия праздника совпал со Днем семьи, любви и верности, а во-вторых, лето – традиционная пора свадеб. Это могли заметить и хабаровчане, уже посетившие фестиваль.

Старт «Амурфесту» дали сразу четыре пары молодоженов, решивших вступить в брак в день канонизированных русской православной церковью Петра и Февронии Муромских. Наставить молодые семьи на праведный путь пришел руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Хабаровской епархии РПЦ, иерей Николай Ворожбит. По мнению иерея, святые Петр и Феврония – пример того, какой должна быть многодетная семья в России.

- У Петра и Февронии не было детей. И очень неправильно, когда супруги говорят, что главное для них – ребенок. Нет, везде и всегда существует иерархия! Муж или жена на первом месте, дети – следом, - учил собравшихся священник. А еще рассказал о том, когда в браке наступает «сплошная любовь».

Согласился с представителем РПЦ и зампред правительства Хабаровского края по социальным вопросам Евгений Никонов.

- Семья – это сущность России! Это основная идея нашего государства. Поэтому, это один из самых главных праздников в нашей стране. Желаю вам крепкого здоровья, крепких браков и как можно больше многодетных семей! – пожелал хабаровчанам Евгений Никонов.

После того, как молодые пары торжественно выпустили белых голубей, на сцену вышли другие герои праздника – хабаровчане, уже прожившие в браке 50 и более лет. Пять пар за брачную стабильность в отношениях получили памятные знаки и единовременные выплаты в 25 тысяч рублей.

После церемонии открытия на площади Ленина события пошли своим чередом. На сцену поднимались артисты, гости разошлись по фотозонам, а мастера и художники начали активно зазывать покупателей.

Как и обычно, на «Амурфесте» можно приобрести сувениры, красивые и практичные предметы быта, декор и узнать о доступных горожанам перспективах. Так, на одной из площадок рассказывали, как получить новую профессию в университете путей сообщения, на другой – о том, как помочь животным или беспризорным людям, на третьей – приглашали записаться в армию по контракту.

Но большинство предпочли просто провести время с семьей. Благо, на фестивале есть на что посмотреть, есть с кем, познакомиться.

Семейные традиции: версия аборигенов

Современные представления о семейных традициях резко расходятся с тем, как еще в прошлом веке видели совместный быт коренные народы Дальнего Востока. Если сейчас семья часто трактуется как поддержка друг друга и забота о слабых, то у аборигенов нашего региона многое было устроено иначе. Об этом также можно узнать на «Амурфесте».

Орочанка Анна Гончарова привлекала внимание посетителей «Амурфеста» всеми доступными способами: надела традиционный костюм, била в бубен, играла на варанге.

- Погоду призываю, - объяснила Анна. – Чтобы солнце сильно не пекло, но и дождя не было!

На «Амурфест» мастерица, как обычно, привезла своих «живых» кукол. Орочские шаманы с бубнами, танцующие женщины стояли рядом с музыкальными инструментами и оберегами. Но «Хабинфо» воспользовался случаем и узнал, какие семейные традиции есть у коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

Анна Гончарова

Оказывается, как и во многих традиционных обществах, жених мог своровать невесту, если хватало удали.

- Мой дедушка Харитон Акунка был очень удачливым охотником, богатым. У него была жена удэгейка, - рассказывает Анна Гончарова. – А еще он был вхож во многие дома и в Советском Союзе, и в Китае. В 1944 году в Китае он встретил японскую делегацию. И там увидел прекрасную гейшу Маёри. И украл! Просто увез в тайгу. Моя бабушка, как раз и есть эта самая украденная невеста.

Ограничений по количеству жен у орочей, как и других коренных народов нашего региона, не было.

- Можешь содержать двух жен – пожалуйста. Но у него по закону не первая, ни вторая жена по закону не была оформлена. Уже потом, когда остался один, женился на русской женщине Аннушке официально, - рассказала мне мастерица.

К слову, своровать девушку – не единственный способ был жениться.

- Жених со своей свитой приезжал в стойбище невесты, где совершался свадебный обряд. Невеста наряжалась в приданное, которое готовила с детства – минимум семь расшитых халатов. И вот она выходит. С порога наступает сначала в один чан – родительский, затем перешагивает в чан родственников мужа. Так она переходит из одного рода в другой, - объяснила орочанка.

Но после свадьбы женщине приходилось соблюдать множество традиций и запретов. По меркам современной молодежи, отношение к женщине в орочской семье можно называть прямо-таки бесчеловечным.

- Женщина в положении считалась «грязной». Ей запрещали дотрагиваться до многих предметов быта, мужских инструментов. Очень много различных запретов. Например, беременной женщине нельзя переступать через ветки, - описала одно из «табу» Анна. - Она должна была тщательно выбирать дорогу. А еще ей нельзя выходить на улицу в вечернее время.

Рожать приходилось в еще более недружелюбных условиях.

- Когда начинались схватки, все мужчины убегали. Кто, как и куда успеет: один выпрыгивает в окно, другой – в дверь. Все старались убежать. А женщины выносили роженицу подальше от стойбища, где стоял маленький шалашик, и оставляли одну. Рожала она одна, без чьей-либо помощи. Так происходило не только летом. Даже зимний шалашик обычно делался из еловых веток.

Появление на свет ребенка жизнь молодой матери ничуть не облегчало.

- После родов пять-семь дней молодую мать кормили как собаку, объедками. Все ради естественного отбора. В суровых дальневосточных условиях нужны сильные женщины и сильные дети. Поэтому испытания на прочность начинались с первых дней жизни, - констатирует орочанка.

В наше время такие истории о суровых обрядах коренных дальневосточников, пожалуй, даже можно рассказывать женщинам, которые боятся рожать из-за «неподходящих условий». Но современные орочи от многих своих жестоких обрядов отказались. О сохранившихся традициях коренных народов Дальнего Востока можно почитать в подборке материалов от «Хабинфо». амурфест лето 2022


Фото и видео автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен