В коллекции Дальневосточного художественного музея хранится поступивший в 1937 году из Третьяковской галереи небольшой лист одного из самых крупных художников-соцреалистов Александра Дейнеки. Лист называется «Нью-Йорк».

Александр Александрович Дейнека (1899–1969), уникальная фигура русской художественной культуры ХХ столетия, активный участник ее драматических коллизий, был на первых порах близок к модернизму, но впоследствии стал одним из столпов социалистического реализма.

Воспоминания о художнике разноречивы. Его ученик по Суриковскому институту Николай Ерышев писал: «А.А. Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства, основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни <...> Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли».

Иные интонации звучат в воспоминаниях искусствоведа Андрея Чегодаева: «Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легкоранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике».

В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то абсолютного совершенства. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Дейнека действительно был большим мастером. Даже в работах 1940—1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым – до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего – как смелый экспериментатор.

В 1933 г. советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность, который предусматривал заключение соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В этой ситуации необходимо было создать благоприятный имидж Страны Советов, изрядно подпорченный внутренней сталинской политикой. В конце того же года с целью привлечения «прогрессивной интеллигенции» стран Запада на свою сторону Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) организовывает поездку советских художников с выставками по странам Западной Европы и США. С этой делегацией и едет Дейнека. Александр Александрович уже тогда был известен за пределами СССР; Анри Матисс называл Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперед в своем художественном развитии» мастером.

Американская публика принимала художника не однозначно. Газета «TheWashingtonPost» писала, что все творчество Дейнеки – это пловцы, дороги, небоскребы и женщины с огромными ногами.

Дейнека ездил по стране, находящейся в состоянии Великой Депрессии, и постоянно рисовал; он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное: они — рабочие». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека; он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами.

Лист из собрания Дальневосточного художественного музея был создан в этой поездке. Изображение Нью-Йорка носит характер быстрой зарисовки, фиксирования первых впечатлений. Для этого художник выбирает лист бумаги, тонированный в серо-розовый цвет. На этом фоне нарисованные простыми вертикальными и горизонтальными линиями цветных карандашей небоскребы выглядят словно многовековые стражи, безмолвно охраняющие жизнь, протекающую у их подножия. На фоне затуманенных небоскребов реалистично и четко смотрятся суетящиеся в заливе маленькие баржи, выполненные автором черной тушью и белой гуашью. Черные пятна туши добавляют объема, глубины и движения на контрасте со статичностью небоскребов. Гуашь становится для Дейнеки главным выразительным средством в его работах, выполненных в Америке.

Музейный лист – прямое свидетельство слов искусствоведа Игоря Долгополова: «Дейнека был поражен Нью-Йорком. Его небоскребами, движением автомобилей. Шумом и грязью улиц. Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. Видел безработных и нищету, богатство и роскошь».

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ


  • «Девушка в полушубке» Георгия Ряжского в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен