Каждая эпоха создает узнаваемый тип героя своего времени. В нашем сознании прочно закреплены понятия «девушка 60-х годов» или «типаж военного времени». Бесспорно, не малую роль в создании типажей играли и художники, запечатлевавшие своих современников. георгий ряжский

Георгий Георгиевич Ряжский – один из таких летописцев эпохи. Георгий, или Юрий, Ряжский родился в 1895 году в подмосковном селе Игнатьево в простой крестьянской семье. Задумав стать художником, поначалу он учился на курсах у Николая Комаровского, о котором Валентин Серов снисходительно отозвался: «любитель, но не пошлый». Педагогом он всё же был неплохим, и его курсы уважительно называли «народной академией художеств». От него Ряжский перешёл к Михаилу Леблану, который был учеником Валентина Серова, Константина Коровина и Анри Матисса.

Во время Первой мировой войны Г.Г. Ряжский был призван в действующую армию и несколько лет провел на фронте. Только в 1917 году, уже после Великой Октябрьской революции, он вернулся в Москву и продолжил учёбу у скульптора Анны Голубкиной.

В 1918 году Ряжский вновь меняет мастера, поступив в ученики к Казимиру Малевичу во ВХУТЕМАС. Именно отсюда снова отправляется на фронт – на этот раз Гражданской войны – в политотдел армии Михаила Фрунзе.

В 1919 году Георгий попадает в Самару, которую только что освободили от чехов и армии Комуча. Именно здесь он встречается с художником Самуилом Адливанкиным и создаёт группировку «НОЖ» – «Новое общество живописцев». Их многое объединяет. Они оба молоды, талантливы, увлекаются авангардом. Адливанкин – ученик Владимира Татлина, а Ряжский – Голубкиной и Малевича. Так что неудивительно, что у них нашлись единомышленники – художники Александр Глускер и Михаил Перуцкий. Впрочем, авангард был на тот момент официальным стилем новой власти. Нарком просвещения Луначарский лично курировал этот вопрос. Обществу живописцев поручают создавать авангардные конструкции для первых советских праздников.

В 1921 году Ряжский вместе с друзьями покидает Самару. В Москве они проводят единственную выставку группы «Нож», которая должна была открыться 19 ноября в Центральном доме работников просвещения в Леонтьевском переулке, но тут случился скандал. Президиум работников просвещения осмотрел выставку до открытия и возмутился. В итоге экспозицию запретили демонстрировать из-за «контрреволюционного содержания и сатиры на революцию… считая содержание этих картин могущим оказать вредное влияние на психику масс».

Однако художники, не взирая на обрушившееся испытание, не сдались. 22 ноября по их требованию собирается специальная комиссия, которая после долгих обсуждений приходит к выводу: никакой контрреволюции в творчестве «НОЖа» нет. Однако президиум Наркомпроса не успокаивается и требует собрать комиссию из партработников. Тогда художники пишут письмо Луначарскому. Он приходит и даже пишет отзыв в газету «Известия», и выставку всё-таки открывают. Но реакция на «НОЖ» остаётся негативной. И этот творческий союз, который планировал везти выставку в Петроград, очень быстро распадается. А сам Ряжский навсегда расстается с авангардом и становится художником социалистического реализма.

В середине 20-х годов Георгий Ряжский, который к тому времени становится членом Ассоциации художников революционной России, наконец, определяется со своим стилем и начинает писать женские портреты в присущей только ему манере. Они смотрятся нарисованными наспех, что впрочем, очень созвучно эпохе. Его коллега по творческому цеху Абрам Архипов с завистью пишет о том, что портреты Ряжского «хоть и небрежные, но современные».

С большой художественной силой он показал свободных, равноправных русских женщин, впервые в истории вышедших на арену активной общественной деятельности.

Проблема типизации портрета, создания социально обобщенного образа современника была одной из важнейших проблем портретной живописи 1920-х годов. В 1925 году А.В. Луначарский писал: «Почему надо брать случайные портреты, а не отыскать, например, типической старухи-работницы, героини труда или бравого красноармейца, или какого-нибудь инородца, зажигающего впервые огонь цивилизации, а вместе с тем и коммунизма, где-нибудь среди киргизов».

И Ряжский нашел этих типичных для того времени женщин-работниц, научившихся управлять государством, строящих социалистическое общество.

В коллекции Дальневосточного художественного музея хранится работа Георгия Ряжского «Девушка в полушубке» (1930-е), поступившая в музей в 1938 году из Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств («Всекохудожник»).

С холста на зрителя пристально и оценивающе смотрит девушка. В ее облике нет ярких запоминающихся особенностей. На нейтральном серо-коричневом фоне художник создает образ крепкой, цветущей, уверенной в своих мыслях и поступках девушки. Светлый мех тулупа словно подсвечивает снизу лицо героини, делая его более объемным. Розовая косынка – иатрибут времени, и интересный художественный прием: она добавляет яркости в приглушенную гамму работы и дополнительные розовые рефлексы на лице героини.

Этот портрет, так же как и другие подобные работы художника («Делегатка», «Председательница», «Колхозница-бригадир» и др.), написаны с не известных нам лиц. Вероятно, они имеют сходство с моделями, и при желании художник мог бы подписать имя той, с которой писал портрет. Но он стремился создать не просто портреты, а типические образы советской женщины, женщины-общественницы, рожденной Великой революцией. И поэтому не столь уж важно, как звали этих женщин, важно, что они были именно такими — строгими и сосредоточенными, волевыми и целеустремленными, простыми и возвышенно-романтическими, не знающими усталости и отдыха в борьбе за светлое будущее.

Живопись его энергична и несколько тороплива—художник будто боится, что не успеет запечатлеть эту жизненную свежесть увиденного. В этих портретах, хотя мы их и называем по праву портретами-картинами, есть свежесть этюда, прелесть непосредственной и радостной встречи художника с героиней нового времени.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: Г.Г. Ряжский - Девушка в полушубке


  • Образ нежного детства: «Девочка под вуалью» в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен