Благодаря античным мифам мы знаем двух Галатей – прекрасную скульптуру, ожившую под резцом Пигмалиона, и нереиду, покорившую сердце циклопа Полифема. Рассказанная Овидием в «Метаморфозах» история нереиды Галатеи часто воспроизводилась в изобразительном искусстве. К ней обращались Рафаэль, Никола Пуссен, Клод Лоррен. карло маратти

Полотно «Мифологический сюжет. (Акид и Галатея)» итальянского художника Карло Маратти (1625–1713) из собрания Дальневосточного художественного музея также посвящено этой прекрасной и трагической истории.

Место действия мифа — Сицилия. Прекрасная нереида Галатея и Акид, сын Пана и нимфы Симефиды, полюбили друг друга. Но и циклоп Полифем, увидев Галатею, воспылал к ней неистовой любовью. Однажды циклоп в гневе свалил скалу на соперника. Акид погиб, но Галатея превратила его в речку, которую назвала именем любимого Аци (Акилийский источник). Стекая с Этны, она впадает в море – таким образом души влюбленных соединяются навечно.

Трагический сюжет трактуется Маратти вполне жизнерадостно, в духе «триумфа». Галатея и Акид спокойно и царственно возлежат на берегу, а морские жители приносят паре дары морского царства: кораллы и жемчуга в огромной раковине, кружат над головами влюбленных путти. Кто-то из них держит лук со стрелами с золотыми и серебряными наконечниками (знаками счастливой и несчастной любви), кто-то запряг гиппокампа – морского коня, возившего колесницу Галатеи, кто-то держит факел (огонь любви).

Множество фигур автор располагает вписанными в два круга, во внутреннем, центральном – главные персонажи, по внешнему кругу расположены многочисленные путти. Вихрь второстепенных персонажей вокруг главных героев «успокаивается» этими полулежащими центральными фигурами.

Полнотелая обнаженная Галатея с белоснежной кожей и загорелый Акид с мускулистой фигурой, которым вторят женские и мужские фигуры морских существ, воплощают академическую формулу физической красоты. карло маратти

Маратти создает ясную, устойчивую композицию, барочная экспрессия выглядит словно пригашенной и смягченной, поданной в академическом обрамлении. А. Н. Бенуа отмечал необычайное чувство ритма во всех работах Маратти.

Блестящий ученик и соперник Андреа Сакки, президент римской академии Святого Луки, Карло Маратти был прославлен еще при жизни, получив за свои работы прозвище «Апеллес Рима». Forza, grazia, decorum — девиз академической школы, воспевающий силу, грацию и красоту, стал девизом Маратти.

Художника называют создателем «большого стиля» - «decorum», изображающего только «пристойные», облагороженные, тщательно отобранные сюжеты и формы. Даже его увлечение барокко несло в себе эти академические установки, недаром его позднее творчество определяют как барочный академизм.

Картина «Акид и Галатея» выполнена в нежных, розово-голубых тонах, которые станут излюбленными цветами стиля рококо. В определенном смысле Маратти – предвестник рококо с его эротизмом и сентиментальностью. Розовая накидка, которую держит Акид, напоминает драпировку, изображаемую в триумфах Галатеи как символ ветра.

Тема триумфа связывает иконографию двух героинь античных мифов, сестер-нереид Галатеи и Амфитриты – пожалуй, самый прославленный триумф Галатеи написан Рафаэлем на вилле Фарнезина в Риме, а на знаменитом полотне Дж. Б. Тьеполо изображен триумф Амфитриты. Именно это иконографическое сходство послужило причиной ошибочного названия музейного полотна «Триумфом Амфитриты» в одном из старых документов.

Интересна судьба музейного полотна. В Эрмитаж оно попало в числе 204 картин, приобретенных Екатериной II у внука английского политика и коллекционера Роберта Уолпола. В. Ф. Левинсон-Лессинг называл это приобретение «одним из величайших событий в жизни Эрмитажа». Какое-то время картина находилась в Гатчинском дворце. карло маратти

После революции работы из этой коллекции разлетелись по разным странам и музеям провинции. Так и у нас в Хабаровске оказалось полотно, которое в старых описях Эрмитажа отмечают как последнюю работу Карло Маратти, умершего в Риме 15 декабря 1713 года.

А.А. Фролова, завсектором зарубежного искусства


  • Кто такие «Сэвэны» в собрании Дальневосточного художественного музея - читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен