В 1931 году, когда художественный музей в Хабаровске получил свой сегодняшний статус – Дальневосточный художественный, сотрудники Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея сформировали специально для него небольшую коллекцию икон и предметов церковной старины. Пополняясь в течение всего времени существования музея, коллекция старинной иконописи представляет сегодня особую историческую и художественную ценность, замечательно характеризует духовную и живописную культуру русского народа на протяжении почти шести веков. Воскресение Христово

В собрании музея представлены иконы различных школ с практически всеми известными образами и сюжетами. Одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов можно без сомнения назвать сюжет «Воскресение Христово», к которому в России приблизительно с XVIII века стало применяться также название «Сошествие во ад».

Эта икона играет особую роль в своде религиозных иконографических канонов. Прежде всего, это иллюстрация основного догмата христианской веры. А так как предваряло Воскресение Христово сошествие во ад, это изображение имеет два неравнозначных наименования, объединённых духовно-логическим смыслом. но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: Церковь регламентирует написание икон соответствием того, что изображено в сюжете, некоему описанному в Евангелии первоообразу, ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума.

Икона «Воскресение Христово», конец XVIII века

Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. Считается, что основой сюжета стало апокрифическое «Евангелие от Никодима». Его текст был известен на Руси в переводе свт. Макария. Однако многочисленные отсылки к сошествию в ад имеются в пророческих книгах, в Псалтири, у апостола Павла.

Евангелие повествует, что на третий день после распятия жены купили ароматы и отправились помазать тело Христа. но не нашли тела Господа. У гробницы их встретил ангел, возвестивший Воскресение. В соответствии с евангельским текстом и сложившейся иконографической схемой икона повествует о жизни, смерти и светлом Воскресении Иисуса Христа. «Прочитывая» икону, нельзя не обратить внимание на композиционную соразмерность каждой сцены. Под влиянием западноевропейской живописи, где Воскресение и Сошествие во ад – совершено разные сюжеты, появляются двухчастные композиции. У иконы два композиционных центра с изображением Христа. На Христе — одежды красного цвета. Белое облачение положено на все праздники, связанные с Христом — кроме Пасхи. Христос окружён сияющим ореолом зеленого цвета с золотыми лучами. Крест в руках Спасителя обозначает трансформацию орудия казни в благословление Божие.

На одном изображении – Господь словно парит над адской пропастью. На другом – стоит на пересекающихся плитах, которые олицетворяют сокрушённые врата ада. Сложность формирования живописного сюжета заключается и в насыщенности композиции многочисленными фигурами: праведники, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней, ангелы, держащие крест или орудия страстей, а также ветхозаветные пророки и цари.

Вокруг средника по периметру расположены 12 клейм с изображением двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Вознесение Господне, Троица Ветхозаветная, Воздвижение Креста, Успение Богородицы.

Изображение с двунадесятыми праздниками также указывает на нескончаемый ход времени. Ведь тут описывается весь год христианских праздников и сцены следуют друг за другом, оставаясь закольцованными. Они символизируют нескончаемый ход церковных праздников, которые прославляют Господа. Вся икона написана в чрезвычайно ярких, праздничных тонах, насыщена светом.

Общим фоном является золотистый цвет, который подчеркивает торжественность данного события и говорит о божественности происходящего. «Воскресение Христово» – икона Пасхи, которая стоит особняком в ряду православных праздников и называется в народе «праздников Праздник».

Коновалова О.Г.,

зав. Отделом отечественного искусства


  • «Чудесное насыщение хлебами». История одной картины», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен