А вы знали, что статус индивидуального предпринимателя можно получить с 16 лет? Правда, для этого потребуется письменное согласие родителей. Допустим, вы его получили, а как правильно распорядиться деньгами? Об этом и не только рассказывали бизнесмены-практики на конференции по финансовой грамотности. уроки финансовой грамотности

Так делать нельзя

Для школьников 14-18 лет это не первая конференция, а третья. Каждый год во время всероссийской недели финансовой грамотности в Хабаровске проходит подобного типа мероприятие. Организатором является руководитель центра Freeconomics Ольга Бартюк. Она организовала проект «Лаборатория финансовой грамотности», в неё входит сразу несколько мероприятий: конференция, интенсив и финансовая битва.

Прошлая конференция была прикладного характера, на ней рассказывали, как найти работу, мотивировали школьников к активной деятельности. И только по обратной связи удалось сформулировать запрос подростков. В этом году они просили конкретные механизмы: как найти идею, раскрутить её и продать. Поэтому перед школьниками выступили пять успешных предпринимателей города. Что ценного могли вынести из их слов потенциальные предприниматели?

Ольга Бартюк, кандидат экономических наук, директор автономной некоммерческой организации «Экономика знаний», преподаватель в университете экономики и права, а также консультант для бизнесменов, начала доклад с юридического аспекта. Она предупредила школьников, что начать бизнес – это не значит воровать. Использовать знаменитых мультяшных персонажей на своём логотипе, выкладывать в своём аккаунте в соцсети Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) чужую фотографию без ссылки на автора – это значит нарушить авторские права.

– Предприниматель, занимающийся торговлей детских игрушек, пришёл ко мне на консультацию, потому что к нему обратились с иском о том, что его игрушки похожи на смешариков, лунтиков и фиксиков. Иск подали сразу на три товарных знака. Игрушка была отдалённо похожа, предпринимателю пришлось в суде сильно отбиваться, – сказала Ольга, настаивая, что так делать нельзя. А где тогда взять идею для бизнеса, если уже столько примеров?

Спикер предложила почитать книги по бизнесу, обратиться к мировой практике, что для школьников, скорее всего, дорого. Если представить, что за одну бумажную книгу придётся отдать от 500 до 1500 рублей. Дорого? Тогда надо было вовремя собирать камни. Но не те, о которых подумали взрослые.

Ольга рассказала историю, которая случилась в 1975 году. Молодой человек Гарри Дал устал тратить деньги по уходу за домашними животными и придумал своего питомца в виде камушка. Продавался питомец в комплекте с коробкой, гнездом для сна, веревочкой и ошейником. При стоимости меньше четырёх долларов за одну штуку парень заработал на камнях 15 млн долларов! Ольга ещё раз напомнила, что если даже родители называют твою идею бредом, то это не повод с ними согласиться. уроки финансовой грамотности

Продать рисунок ключа

В голове загорелась лампочка – идея к вам пришла. Но как её протестировать, чтобы она не принесла убытки? Ответ на этот вопрос дал Дмитрий Богданчиков. Он – специалист по стартапам. Это временные организации, которые проверяют бизнес-идею. А мероприятия по запуску стартапа называются акселераторами. Дмитрий в процессе играет роль трекера, то есть человека, который ускоряет развитие стартапов.

Сейчас Дмитрий Богданчиков занимается сетью глэмпингов, то есть кемпинг на природе с высоким уровнем комфорта. А также он является управляющим партнёром в технологической компании по запуску и развитию новых направлений в бизнесе в сфере высоких технологий. Дмитрий также пытался запустить производство экзобайков и умного зеркала для примерки макияжа. Школьникам спикер попытался объяснить, что первоначально идея стоит отрицательную сумму, которую нужно отработать, чтобы она превратилась сначала в ноль, а потом в доход. Для этого он поделил работу бизнесмена на десять составляющих. уроки

финансовой грамотности

– Проверить бизнес-идею, если она работает, то – собрать бизнес-команду, в которой людей нужно поделить на разработчиков и продажников; – найти свою нишу, не создавать продукт для всех. Нужно уметь описать своего клиента по полу, возрасту, интересам и уровню дохода; – создать бизнес-план, который если не получится осуществить, то в запасе должен быть «план Б» и «план С»; – продумать, по каким каналам продвигать свой продукт; – продавать даже по предзаказу, используя только 3D-модель продукта; – экономить, то есть не создавать навороченный товар, а оставить усовершенствование на будущее; – скорость: действовать, где самое первое решение – верное и правильное; – уметь быстро поменять бизнес-модель. Если не смог продать кофемашины, то начинай варить кофе; – инвестиции: без них нельзя начинать свой бизнес, пробовать с чего-то небольшого. Лучше откладывать деньги.

Такая стратегия может показаться подробной, но она даёт понимание школьникам о том, что работа на самого себя – это последовательный и многоаспектный труд. уроки финансовой грамотности

От участника до организатора

Юлия Мазур родом из Санкт-Петербурга, но уже шесть лет живёт в Хабаровске. Она встретила военного, переехала. Пять лет училась на антикризисного менеджера. Но хотела заниматься чем-то ещё. В незнакомом городе она ходила на бизнес-мероприятия и искала свою нишу.

– Я погружалась в свои ощущения и постоянно спрашивала себя, а чем я хочу заниматься? Можете спросить своё окружение, в чем вы лучший? И развивайте то, что у вас получается лучше всего, – рассказывает Юлия Михайловна.

Побывав на четвёртом молодёжном бизнес-форуме предпринимателей в качестве участника, она поняла, что это работа ей по душе. И седьмой бизнес-форум она посетила как главный его идейный организатор. Сейчас она занимается организацией бизнес-мероприятий, а также консультирует предпринимателей.

– Я поняла, что мой бизнес – это около бизнеса. Можно не повторять чужой опыт, а найти свой.

Набравшись идей для вдохновения от спикеров, школьники готовятся к тому, чтобы эти советы применить в следующих мероприятиях от «Лаборатории финансовой грамотности». На городском интенсиве по финграмотности (23-27 марта) они будут защищать свои бизнес-проекты и смогут выиграть пять тысяч рублей.

Фото организаторов и автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен