Восьмилетняя Аэлита Тулинова в этом году пойдет в первый класс. Это большое событие в семье. Ведь возможности посещать школу, хоть и специализированную, мама Аэлиты Анна добивалась практически с рождения девочки. Школа-интернат №4, где в сентябре этого года открыли первый в Хабаровском крае класс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными особенностями, стала последней надеждой. школа интернат 4 хабаровск

Аэлита Тулинова, как сейчас принято говорить, ребенок с ограниченными возможностями здоровья. По словам мамы девочки, из-за медицинских диагнозов в сочетании с двигательными нарушениями попасть в образовательное учреждение таким детям очень сложно. Чтобы Аэлита стала настоящей первоклассницей, Анна больше года занималась этим вопросом и почти везде получала отказы.

– В Хабаровске альтернативы нет. Если бы не этот класс, все наши дети были бы на домашнем обучении. А ведь домашнее обучение – это медицинское показание, когда ребенок не может быть в социуме. А наши дети прекрасно в обществе находятся, и им это нужно, – поделилась мама девочки Анна Тулинова. школа интернат 4 хабаровск

В хабаровской школе-интернате, куда в этом году поступила Аэлита, всего 22 класса, где обучаются 276 детей с разными интеллектуальными нарушениями. В первый класс в этом году отправились 37 ребят, из них семь с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них в школе подготовили новый специальный класс. До этого у ребят, которые не могут передвигаться самостоятельно, возможности посещать школу не было – помещение не было оборудовано «доступной средой».

– В этом году открыли первый класс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Теперь ребята как все могут посещать школу, включаться в общественную жизнь. Кроме того, здесь воспитанники школы социализируются, общаются со сверстниками, участвуют в мероприятиях и инклюзивных творческих играх, – рассказала директор краевой школы-интерната №4 Ирина Жабицкая. – Пока этот класс единственный, но я очень надеюсь, что в будущем мы сможем оборудовать еще несколько подобных помещений. школа интернат 4 хабаровск

Чтобы обучать детей, которые передвигаются на инвалидных колясках, зданию был необходим капитальный ремонт. На него по федеральной программе «Доступная среда» выделили пять миллионов рублей, еще столько же добавили из краевого бюджета. На эти средства в школе отремонтировали входную группу, классы, туалет, душевые и раздевалки.

А мебель, необходимую для малышей, не умеющих самостоятельно ходить, закупили благодаря спонсорам. Для каждого ребенка приобрели индивидуальную парту, которая регулируется по высоте, имеет различные углы наклона, чтобы было удобно. А также к ней индивидуальное кресло.

Новый кабинет для первоклассников имеет две зоны: для учебы и для отдыха. Самое важное для детей с нарушениями: вся мебель, игрушки, принадлежности для уроков сделаны из мягкого пластика, ткани или дерева, чтобы малыши не травмировались.

Теперь каждое утро с понедельника по пятницу маленькая Аэлита вместе с мамой отправляется в школу. Пока дочка занимается, Анна ждет ее в соседнем кабинете.

– Мы – родители, счастливы, что наши дети ходят в школу. Первые занятия проходят прекрасно – с детьми работают педагоги. Я вижу, как дочке нравится учиться, она с удовольствием посещает уроки и прекрасно адаптировалась в новой для себя среде, – поделилась мнением мама девочки.

Уроки у первоклашек с интеллектуальными особенностями и нарушениями опорно-двигательного аппарата идут по тридцать минут. Как рассказал педагог Алексей Марунов, пока у детей вырабатывают базовые навыки, чтобы они могли общаться с учителями, долго сидеть на одном месте и вникать в информацию. А главное оставаться какое-то время без мамы, ведь такие ребята, как правило, большую часть времени проводят дома, в окружении родственников, и могут испугаться посторонних.

Аэлита Тулинова людей вокруг не боится. С пяти лет девочка посещала садик, его мама более трех лет добивалась.

– Мы пытались попасть в детский сад с двух лет, но нас долгое время никуда не брали, в группу попали лишь в пять. Тогда я сразу задумалась о школе, обращалась во всевозможные инстанции и везде получала отказ. Отовсюду я слышала, что будущее моего ребенка – это только домашнее обучение. Но я уверена, что школа нам очень нужна. Конечно, не для того, чтобы потом сдавать экзамены, нет, это прежде всего социализация в обществе, – объяснят Анна.

Пока уроков у школьников немного – по три в день. Ребят обучают музыке, математическим представлениям, окружающему миру, а также проводят занятия по лечебной физкультуре.

– Аэлита большая умничка у нас, она уже умеет считать. А ведь когда пришла, очень переживала, плакала. Но мы видим, как ей нравится заниматься, она тянется к одноклассникам, – рассказывает педагог.

Аэлита – единственная девочка в классе, одна, кто неплохо говорит, поэтому ей педагог дает задания посложнее. А ее сосед по парте Андрюша разговаривать пока не умеет, но зато уже научился общаться с педагогом с помощью карточек. Мальчик указывает на цифры, которые называет учитель, и старательно считает предметы на парте. Именно налаживание коммуникации с окружающим миром для ребят с ментальными нарушениями педагог считает самой важной задачей при обучении особенных детей.

– Любой ребенок должен социализироваться, с нарушениями или без. Его нельзя просто оставить дома. Мы пытаемся воспитать человека, который сможет жить в обществе и как-то общаться. Необязательно словами. Для каждого ребенка должны создаваться такие условия. Ведь для будущего этих ребят очень важно умение коммуницировать с обществом, иметь базовые понятия о том, как устроен мир. Даже если он не говорит, мы можем научить его общаться с посторонними с помощью других способов, – уверен педагог.

Те школьники, которые пока в силу своих особенностей здоровья говорить не могут, учатся выстраивать диалог с учителем с помощью карточек. Ребята за первую неделю обучения уже освоили первые цифры и начальный счет. У каждого есть дневник и школьный блокнот, адаптированные под их особенности здоровья: вся информация в виде картинок на липучках. Их ребенок сам может выстраивать в нужном порядке. Есть даже место для оценок – они тоже в виде стикеров на липучках.

– Так мы приучаем детей к планированию, к пониманию времени и его распределения. Они понимают, что за чем следует. С помощью этих блокнотов мы можем общаться даже с неговорящими детьми, – объясняет Алексей. – С Андрюшей, например, мы не находили поначалу общего языка, а теперь с помощь карточек мы разговариваем. Когда он пришел сюда, то не знал, что такое цифра один. А сейчас он считает до трех и начинает учиться складывать. Мы радуемся любому результату, нашел цифру три – успех, с помощью карточки показал свои желания – большая победа.

Мама особенного ребенка Анна Тулинова уверена – школа для ее дочери не просто обучение, это шанс на новую жизнь: яркую, интересную и наполненную событиями.

– Здесь дети найдут друзей, у них будет полноценная школьная жизнь, они будут общаться. Мы очень счастливы, что наши дети как все ходят в школу очно, и им нравится, они рады видеть друг друга. Для них открывается целый мир, – говорит Анна Тулинова.

Класс для обучения детей с интеллектуальными расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата в хабаровской школе-интернате №4 первый и пока единственный на весь край. И пока только для первоклашек. Всего же только к этому образовательному учреждению приписано около 40 детей с двигательными нарушениями. Но сейчас все они обучаются дома – принять их всех в школе пока нет возможности.

Фото автора


  • Как в «доме» для особенных детей научились зарабатывать и строить будущее - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен