Мы расскажем вам о человеке, чьи работы сейчас выставляются в Художественном музее. Картины забайкальского художника Романа Цымбало ведут зрителя в мир глубинных размышлений о поиске своего места в жизни. Обращаясь к биографии художника, очень остро видишь истоки этих поисков. Первые годы жизни художника, история его семьи были типичны для большинства семей нашей страны первой половины ХХ века. Это история о потере основ и обретении нового дома, о поиске своего места в мире. роман цымбало

Роман Цымбало родился в 1945 году во Львове. А в 1949 году его семья была репрессирована. Через год все члены его семьи оказались на Дальнем Востоке. Жизнь была непростой. По воспоминаниям художника, спас их переезд в деревню и приютивший семью старик, который, по воспоминаниям художника, «взял нас к себе в дом, потому что мои родители грамотные были».

Но несмотря на все тяготы жизни, у Романа Михайловича всегда было желание рисовать. Сам художник говорит, что первые выставки у него были еще в школьные годы. Желание творить привело его сначала в обычную художественную школу Хабаровска, а в одиннадцать лет – во взрослую студию. Дальше была учеба на художественно-графическом факультете Хабаровского государственного педагогического института.

"В степи"

С 1972 года Роман Михайлович живет в Чите, ставшей для художника источником вдохновения. Бескрайние забайкальские степи, монотонность равнинного пейзажа создают ощущение пронзительного одиночества. Одно из сильнейших детских впечатлений художника – это длинная дорога вдоль Байкала, по которой ссыльная семья ехала около недели.

Медленный, неспешный темп повествования живописных произведений Романа Цымбало, словно тягучие мелодии народного напева, окутывает и гипнотизирует зрителя. В его работах нет ничего лишнего: ярких красок, эпатажных деталей, затейливых композиций, – всего того, что может зацепить зрителя.

Горизонтальный формат, монохромная охристо-оливковая, серо-голубая гамма, иконописная условность и силуэтность, свойственная первобытным памятникам, создают ощущение обманчивой простоты и безыскусности живописных полотен Романа Цымбало. Однако за этой простотой скрывается глубокая философская работа по постижению мира и места человека в нем.

"Улица в Будуляне"

Дальневосточный художественный музей как крупнейшее региональное хранилище изобразительного искусства собирает коллекцию художников Сибири и Дальнего Востока. Произведения Романа Цымбало музей приобретал неоднократно, начиная с 1989 года. На сегодняшний день в собрании музея хранится 18 работ художника, созданных им в 1970-2000-х годах.

Полотна 1974 года «В степи» и «В Агинской степи», а также 1975 года «Утро в нанайском селе» отражают в условном изображении фигур животных и человека увлеченность автора первобытным искусством, его знаковостью. Был в жизни Романа Цымбало период, когда ему удалось поработать с выдающимся советским археологом и историком Алексеем Окладниковым, прикоснуться к образцам искусства древних людей Сибири и Дальнего Востока.

"В Агинской степи"

В полотнах «Улица в Будулане» (1979), «В степи после дождя» (1974) мотив одиночества достигает наивысшего предела. Несмотря на теплую, «весеннюю» гамму, с преобладанием розовых оттенков, на «населенность» пейзажей, явное и скрытое присутствие человека, работы пустынны и безмолвны. Лаконичный язык произведений Романа Цымбало, которым он всю свою творческую жизнь говорит со зрителем и с миром, бесспорно, узнаваем.

Работы разных периодов, как из собрания Дальневосточного художественного музея, так и из мастерской художника, можно увидеть на персональной выставке автора.

Она проходит в выставочном зале музея до 15 января 2023 года.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: Р.М. Цымбало - В степи после дождя


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен