Константин Алексеевич Коровин родился в Москве в 1961 году в купеческой семье. Дед его был успешным коммерсантом, но отец разорился, поэтому семье пришлось перебраться в пригород, где мальчик впервые стал замечать красоту природы.

Воспитанием детей в семье занималась мать. Она играла на арфе, много рисовала акварелью, а будущий художник восхищенно наблюдал за ней. константин Коровин

В 14 лет Константин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но скоро перевелся на живописное отделение к Алексею Саврасову. Коровин потом вспоминал: «Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!». Трогательные пейзажи ученика было сложно отличить от работ учителя, для них характерна лиричность и мягкость Саврасова.

Со временем произведения каждого гениального живописца становятся уникальными и совсем непохожими на работы учителя, но изначально художественный вкус формируется под влиянием наставника.

После ухода из училища Саврасова Коровин поступил было в Академию художеств, но академическое преподавание показалось после училища совершенно мертвым, оторванным от реальности. Выдержав там несколько месяцев, Коровин вернулся в Московское училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс. Поленов оказал большое влияние на Коровина, стал его любимым учителем, да и в атмосферу училища внес свежую волну.

В 1883 году молодой художник написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Коровин стал самым ярким представителем этого направления в русской живописи.

Современники по-разному относились к его творчеству: одних оно шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые называли произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, видели черты гениальности. константин коровин

Картина «Вечер. Последние лучи» (рис.1) из коллекции Дальневосточного художественного музея отражает неповторимость стиля художника – он писал не отдельными мазками, не точками, а цветовыми пятнами, порой кажется, что его изображения состоят из одних солнечных бликов, что делает его картины очень светоносными и радостными. константин коровин

(рис.1) К.А. Коровин - Вечер. Последние лучи. 1916

Константин Алексеевич был необычайно разносторонним художником: он писал портреты, пейзажи, бытовые сцены, сказочные картины, натюрморты, придумывал костюмы и декорации для театра. Художник любил яркие краски, свет, цветы, улыбающиеся лица. Он умел показать в своих произведениях и игру солнечных лучей, и красоту человека, и жизнь природы во всем ее богатстве.

Летом 1888 года, когда Коровин гостил у Поленовых на даче в Жуковке, была написана картина «В лодке». В процессе работы были созданы подготовительные натурные этюды и эскизы. Один из этюдов «Портрет художницы Марии Васильевны Якунчиковой» поступил в ДВХМ из Третьяковской галереи в 1931 году (рис.2). Для мужского персонажа позировал В.Д. Поленов, для женского – талантливая художница М.В. Якунчикова и ее сестра В.В. Якунчикова, увлекавшаяся декоративным искусством. Коровин вносит в свою живопись мажорные интонации. Мир, изображённый им, возникает вдруг, за считанные секунды, и обрушивает на зрителей массу быстро схваченных мгновений. Он говорил: «Я твердо заявляю, что пишу … для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм цветов, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени».

(рис.2) К.А. Коровин - Портрет художницы Якунчиковой М.В. 1888

Импрессионизм очень подходил к характеру, мировосприятию Константина Алексеевича. И в жизни он был душой компании, прекрасным рассказчиком и веселым человеком. Таким он и предстает на портрете, выполненным Валентином Серовым в 1891 году в мастерской Коровина (рис.3).

Впервые Серов и Коровин встретились в Абрамцевском кружке в усадьбе Саввы Мамонтова, собравшего лучших художников, писателей, музыкантов того времени. Со временем эта встреча переросла в одну из самых трогательных дружб в русском искусстве.

(рис.3) В.А. Серов - Портрет художника К.А. Коровина. 1891 г. Третьяковская галерея

Они были как лед и пламя — слишком уж разные по характеру, темпераменту и внешнему виду. Серов и двух слов за час не проронит, а Коровин болтает без умолку всегда, везде и в любой компании. Первый одет с иголочки, при этом аскет в быту и за роскошью не гонится, а второй живет на широкую ногу, выглядя при этом неряшливым и взлохмаченным с душой нараспашку, в буквальном смысле слова.

Коровин никогда не подавал виду, но на его долю выпало немало испытаний — его отец покончил с собой, первый ребенок умер в младенчестве, а брак с женой держался лишь на чувстве вины.

Внешне угрюмый Серов всегда умел поддержать в трудную минуту — только с ним Коровин мог разделить свое горе. Они часами беседовали с глазу на глаз, а потом Коровин «выходил в люди» таким же весельчаком и балагуром, как всегда. Только Серов знал его настоящим, уязвимым и несчастным — он был для Коровина очагом, с которым русский импрессионист мог пережить все невзгоды жизни.

Очень важными станут поездки в Париж. Первый раз Константин Алексеевич попадет туда в 1887 году, и отныне столица Франции станет важным местом его жизни. Здесь он увлекся импрессионистами. Позднее в Париже Коровин будет успешно работать, оформляя русский павильон на Парижской всемирной выставке. Франция наградит его орденом Почетного Легиона. Здесь он будет жить в эмиграции с 1922 года.

Когда в моду вошли новые направления живописи, работы художника-импрессиониста продавались плохо. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. На Парижской улице Коровин умер от сердечного приступа в 1939 году.

Обаятельный, легкий, умеющий очаровать любого, Коровин всегда был душой общества. Хотя в его жизни было много печального, он не любил этого показывать. Если же говорить о его картинах, то трудно представить себе более радостную живопись.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен