Что будет, если поставить живого поэта на импровизированную сцену в баре, зажечь неоновый свет и дать автору и зрителю пространство для узнавания и игры? Получится литературный вечер «Общества (не) Молодых Поэтов» (18+), прошедший в минувшее воскресенье в баре «Пивная борода», где мы искали ответы на вопросы: кто такие хабаровские пииты, можно ли заработать творчеством и почему главное – уметь писать, а не читать. поэт хабаровска

Поэт Хабаровска

«Когда на небе нет солнца диска, мы танцуем лунное диско!»

Поэзия окружена множеством предрассудков, главные из которых: элитарность, недоступность и привычное ощущение подступающей скуки от очередного восторженного рассказа о классике. Всё это больше подходит для учебных аудиторий, четырех стен комнаты или даже больших площадей, но никак не увязывается с небольшим пространством бара, где… Да и в принципе с баром. А зря!

Прежде всего, подкупает именно само место, бар «Пивная борода», на стенах которого необычные портреты классиков, старые телефоны, забавные картинки в рамочках, фотографии и книжные полки. И когда на этом загромождении вещей вдруг возникает фигура автора и говорит, что сегодня читает неудавшиеся стихи, то остаётся только переживать диссонанс ощущений от былого соприкосновения с поэзией.

Вообще мероприятие хоть и заявлено как вечер литературный, но помимо непосредственно чтения молодых хабаровских стихотворцев – Кирилла Гетьмана, Никитослава Виленского, Роберта Юма – выступали и музыкальные группы, и отдельные музыканты. В числе которых: «Поль Бемоль» с зажигательным «Лунным Диско», Анастасия Штепа с нежными и чувственными композициями и ироничные «Лев. Шиншилла. Батискаф», предложившим гостям поучаствовать в исполнении собственных песен. Все это создаёт непринуждённую атмосферу своеобразного квартирника, где человек творческий и его зритель стоят на равных, могут познакомиться и поговорить. поэт хабаровска

“Сделай что-нибудь, пока ты можешь сделать что-нибудь”

Что поразило в выступавших лириках? Их ребячество и некоторая беззащитность. Какая-то непонятная игра со зрительским восприятием и, чаще всего, весьма нелесные комментарии о собственном творчестве. Однако в нём, несмотря на ироничность и ершистость его презентации, особенно заметно влияние серебряного века, как в общем настроении, так и в использовании анжабаманана (приёме, основанном на переносе части фразы: из предыдущей строки – в следующую и наоборот). поэт хабаровска

Ещё поражает их неожиданная серьезность. Например, Никтослав Виленский на вопросы о творчестве ответил следующее:

– Я занимаюсь творчеством не только с целью самовыразиться как-то, но и с той целью, чтобы что-то после себя оставить…Музыка – это единственное, что приносит мне не просто какое-то удовлетворение, удовольствие, а вообще я буквально ощущаю себя на своём месте. Когда я сегодня выходил на сцену – я будто оказался дома. Мне это искренне нравится.

Так как Никитослав не только автор текстов, но и музыкант, то его творчество выходит за рамки чисто литературной деятельности:

– В прошлом году наконец-то пришли к полноценному сотрудничеству <с новосибирским другом-поэтом> и выпустили электронный альбом «Фьюче шок». Мой – это сайд-проект, для него – основной проект. Ну как это не назови, в любом случае, полноценные песни, где он выступает автором музыки и слов, а я вдохнул в них жизнь, спев эти тексты.

Ещё он отмечает, что не стоит бояться выступать перед пустым залом, ведь это тоже часть репетиции:

– К этому надо относиться спокойно. Давать концерты как ни в чём не бывало. Это такая же репетиция. Ты выходишь на сцену, так будь любезен, отнесись ответственно к своему делу.

Кирилл Гетьман

Свой взгляд на популярную поэзию и на заработке на этом ремесле выразил и организатор литературного вечера Кирилл Гетьман:

– Поэзией нельзя заработать нигде. В принципе. Те поэты, которых вы читаете сейчас и которые продаются – это глянцевая поэзия, которая не выдерживает никакой критики.

А на актуальный, в рамках литературного вечера, вопрос об умении автора читать свои стихи, отвечает:

Поэту необязательно умение говорить, поэту обязательно умение писать. А умение говорить – это репортёрам всяким. Не знаю. Мы занимаемся современным искусством и двигаем андеграунд.

О современных хабаровских стихотворцах говорит, что их практически нет, а на вечер он пригласил трех, по его мнению, настоящих. Также затронул вопрос о поэтическом пространстве в Хабаровске и о коллаборациях:

– Были поэтические слэмы, в которых я был соорганизатором. Но я там практически ничего не делал. Там рулили Антонина Климина и Дарья Уланова. Потом было ещё пару выставок, где я был как дизайнер как раз с Антониной Климиной. То есть коллабарации были. С Дашей Улановой делали поэтический мастер-класс. Не то, чтобы надоело. Это сейчас не является моим ключевым занятием. поэт хабаровска


  • Об одной из таких коллабораций: Поэты Хабаровска сошлись в батле МИОТ поэзии

Отметил Гетьман и главную сложность, с которыми сталкиваются авторы – с текстами без музыки сложнее найти читателя:

– С поэзией в десятки раз сложнее выстрелить, с поэзией отдельно, чем с музыкой. Потому что люди мало читают поэзию и это нормально. Это не то, что у нас поколение какое-то не такое или ещё что-то. Так всегда было и так всегда будет. Вопрос в том, что поэты не уходят в музыку: есть поэты-музыканты, а есть отдельно поэты. Просто поэтов-музыкантов виднее.

В итоге, можно отметить неоднозначность впечатлений от «Общества (не) Молодых Поэтов». Это как отличный способ размыть привычные околопоэтические предрассудки, познакомиться с новыми именами и просто повеселиться, так и классический «кот в мешке». Здесь не избранные сочинения классиков, а живое творчество и даже сотворчество, где вам придется самим знакомиться с представляющимся мастером слова: оценить степень литературной одарённости, иногда даже смириться с авторской подачей и быть готовым к тому, что вам может не понравиться.


Еще по теме: Песни из «S.T.A.L.K.E.R.» и любовь к Хабаровску: чем ещё запомнился «Поэтический звездопад»

Автор: Ольга Демиденко

Фото и видео: Ольга Цыкарева

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен