«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы…»,– именно на этих словах открыто Евангелие в иконе «Пантократор» (от греческого παντοκρατωρ — всевластный, всесильный). Это единственный образ в иконографии Христа, представляющий Его во втором пришествии как Небесного Царя и Судию. Иконы этого иконографического типа имеют названия «Спас Вседержитель» и «Спас в Силах». Встречаются изображения как в полный рост, так и поясные. пантократор

Одна из жемчужин коллекции Дальневосточного художественного музея, икона «Спас Вседержитель», датируемая XVII веком, украшает экспозицию зала иконописи. Большинство музейных икон когда-то находилось в залах Государственного Русского и Государственного Исторического музеев, этот образ поступил к нам также из Исторического музея в 1931 году. пантократор

(рис.1) Феофан Грек Спас в Силах, 1405

Данный тип изображения и иконографическую схему привез в нашу страну византийский иконописец Феофан Грек в XIVвеке (рис.1). Один из написанных им образов венчает деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Позже эта схема становится более лаконичной, и уже в работах Андрея Рублева (XV век) и Дионисия (начало XVI века) исчезают резные ножки трона (рис.2).

(рис.2) Дионисий Спас в Силах, 1500, ГТГ

Композиция «Пантократора» строится как «слоеный пирог», где одно изображение пишется поверх предыдущего, наслаиваясь на него. В центре композиции восседающим на троне располагается Христос, облачённый в хитон и гиматий (накидка, плащ). Правой рукой Спаситель благословляет, в левой руке Он держит Евангелие. Его фигура вписана в ромб, символизирующий Его Небесный Престол, на фоне которого мы видим графическое изображение трона.

Под этим изображением пишется «небесная твердь» – овал цвета неба, от темно-синего до бирюзового. В нем традиционно прописаны ангельские чины, мы видим шестикрылых Херувимов и Серафимов, Начала и Силы. Именно поэтому часто можно встретить еще одно название этого изображения: «Спас в Силах».

И, наконец, за «небесной твердью» – еще один ромб, символизирующий «земную твердь». Цвет его варьируется от красного до охристого. Нам видны только выступающие с четырех стороннего углы с графическими изображениями крылатых животных и ангела – это небесные образы четырех евангелистов: Матфея (ангел), Марка (орел), Луки (телец) и Иоанна (лев).

(рис.3) Спас Вседержитель, XVII в.

На музейной иконе «Спас Вседержитель» (рис.3) эти изображения отчетливо видны. Автор её неизвестен, и это неудивительно: иконописные мастерские до XVIII века располагались в основном в монастырях и написание икон всегда было служением для монаха-иконописца. Поэтому авторство тех или иных икон и фресок известно нам по историческим документам (летописям). История знает лишь небольшое количество икон, подписанных их авторами.

Но это не мешает нам восхищаться талантом неизвестного художника XVII века, написавшего этот образ, который обладает несомненными художественными достоинствами. Идеальные пропорции, тонкие цветовые сочетания, умеренность золотых ассистов (штрихи на складках одежды) и гармоничный оливково-охристый колорит – всё это говорит о высоком мастерстве её автора.

Судя по размерам иконы, она писана для невысокого иконостаса, не более пяти рядов. Для экспонирования музейных работ в зале иконописи Дальневосточного художественного музея специально была спроектирована архитектурная зона, которая позволяет создать особую атмосферу, погружающую в состояние созерцания. Ведь икона является не только живописным произведением, но и предметом культа, и этот факт невозможно игнорировать.

Левченко А.А., методист ДВХМ Главное изображение: «Спас Вседержитель» XVII век (фрагмент)


  • Читайте также: Необычный Палех в Дальневосточном художественном музее - ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен