В каждом музее есть картины, которые годами стоят в запасниках и являются зрителю редко или вообще однократно на каких-нибудь тематических выставках. Причина этого проста и обыденна – коллекции растут, пополняются, а экспозиционные площади остаются все теми же. корин

На выставке «Жили-были…» (0+), которую Дальневосточный художественный музей организовал совместно с музеем истории города Хабаровска, посетителей ждет несколько таких «сюрпризов».

Один из самых значительных мастеров бытового жанра 19 века А.М. Корин представлен на выставке работой «Трепка льна». Корин Алексей Михайлович (1865-1923) родился в семье известных палехских иконописцев. В 1884 году Алексей Корин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у таких известных художников, как Е. Сорокин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов. Превосходный живописец, он примкнул к передвижникам и на начальном этапе своего творчества писал картины бытового жанра. Это были небольшие, камерные произведения, написанные с натуры и изображавшие в основном окружающих художника людей в их повседневной жизни.

Став членом Товарищества передвижных художественных выставок, Алексей Михайлович был сразу же замечен П. Третьяковым, который покупал его работы для своей коллекции. Спокойный, доброжелательный, он пользовался большой любовью у студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где был преподавателем головного класса. Одним из самых любимых мест живописца был городок Плес и его окрестности. В течение многих лет осенью и летом Алексей Корин с этюдником путешествовал по любимым местам в поисках новых мотивов.В картине «Трепка льна», написанной непосредственно с натуры, художник в свободной живописной манере изображает работающих крестьянок на фоне уходящего вдаль зеленого леса и бескрайнего неба, что придает маленькому по размеру полотну черты монументальности.

Корин А.М. Трепка льна

Близким другом Алексея Михайловича Корина был художник Василий Николаевич Бакшеев. Впервые на выставке можно увидеть работу этого замечательного мастера «Жницы», поступившую в музей в 1937 году из Государственной Третьяковской галереи. Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1958) родился в Москве, в дворянской семье и уже в раннем детстве проявил интерес к рисованию. Под влиянием старшего брата, который был известным архитектором, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, откуда вскоре перевелся на живописное. Одни и те же преподаватели, членство в Товариществе передвижных выставок, увлечение бытовым жанром, любовь к пейзажам средней полосы стало залогом дружбы двух художников – А.М. Корина и В.Н. Бакшеева. В своем творчестве В.Н. Бакшеев развивал лучшие традиции реализма, поэтизируя при этом и повседневную жизнь, и русскую природу за счет светлого, с тонкими нюансами колорита, за что был назван самым задушевным художником своей эпохи. В 30-е годы художник совершает ряд поездок по волжским местам, откуда привозит несколько натурных работ. Картина «Жнецы» написана в характерной для этого времени манере, сочетающей реализм с легкой ноткой импрессионизма – вся сцена видится словно сквозь знойную дымку, окутывающую все полотно.

Бакшеев В.Н. Жнецы

Помимо творческой и преподавательской деятельности Василий Николаевич активно занимался общественной работой. После Октябрьской революции входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины, был членом совета Третьяковской галереи, в 1922 вступил в Союз русских художников.

Среди первых членов Союза русских художников был и Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939). Прославившийся как русский импрессионист, Константин Коровин известен хабаровским любителям искусства своей работой «Вечер. Последние лучи», находящейся в постоянной экспозиции музея. Однако на выставке «Жили – были…» творчество художника представлено типично реалистическим пейзажем, написанном художником в 1907 году.

Коровин К.А. Вечер. Последние лучи

Константин Алексеевич Коровин родился в Москве, в состоятельной купеческой семье, которая ко времени его поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, полностью разорилась.Его учителями в училище были В.Д. Поленов и А.К. Саврасов, там же К. Коровин сближается с Левитаном. Значительное влияние на творчество художника оказали встреча с Саввой Мамонтовым и последующее участие в Абрамцевском кружке. Именно с этим связана его деятельность в качестве театрального художника. Как живописец Константин Коровин участвует в выставках практически всех объединений того времени – передвижников, «мирискуссников», Союза русских художников. Но поездка в Париж окончательно склоняет его в сторону импрессионизма. В 1923 году художник уедет в столь любимый им город, чтобы уже больше не вернуться.

«Пейзаж» 1907 года, представленный на выставке, относится к тому периоду творчества художника, о котором сам он говорил: «Пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: в нем должна быть история человеческой души».

Коновалова О.Г., зав.отделом ДВХМ Главное фото: Коровин К.А. - Пейзаж


  • Два приятеля-художника Алексей Корин и Владимир Богданов в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен