К концу 1860 года государственная граница между Российской империей и Китаем на Дальнем Востоке была окончательно определена. Территории Приамурья и Приморья, с проживающими на них коренными народами, вошли в состав России. 

Утвердившаяся на дальневосточных территориях к 1922 году окончательно Советская власть сразу же стала активно изучать положение коренных народов – «туземцев», их быт и образ жизни. Какими же эти народы вошли в «новую эпоху»?

Сколько всего?

Служащие Туземного подотдела Отдела Управления Дальневосточного революционного комитета, провели в 1923 году исторический обзор – характеристику «местных народов Дальнего Востока». Результаты этого обзора отразили в специальном докладе.

Исследователи считали, что численность туземного населения (именно так в конце XIX–начале XX века называли представителей коренных малочисленных народов) достигает примерно 50 тысяч человек. Предполагалось, что это – около 12 % от всего населения советского Дальнего Востока.

Но эти цифры нельзя считать точными, так как в реальности никаких подсчётов не проводилось, а сведения брались ещё из Всероссийской переписи 1897 года и из частных переписей 1911 и 1915 годов.

Национальный вопрос

Условно все эти народы были поделены исследователями на три больших этнографических группы: палеазиаты или краевые народы (эскимосы, алеуты, чукчи, коряки, камчадалы, чуванцы, юкагиры, гиляки, айны), тунгусо-маньчжуры (ламуты, орочены, самогиры, негидальцы, олчи или мангуни, ороки, манегры, гольды, натки, орочи, удэгейцы, тазы) и тюрки, представленные якутами.

Нивхи. Источник: hmong.ru

Многие из этих слов, возможно, вам незнакомы. Потому что названия, использовавшиеся русскими людьми в начале XX века и современные названия, могут отличаться друг от друга.

Так, например, современные удэгейцы именовались народом «удехе», эвенов называли «ламутами», нанайцев, живших в устье реки Горин, указывали в документах как «самагиров» или «самаров» и так далее.

Все эти народности занимались охотой для пропитания и добычи пушнины. Не меньшую роль играло рыболовство (рыба являлась основой рациона питания коренных жителей Дальнего Востока). В северной и центральной части региона было распространено оленеводство и собаководство. Уже тогда многим были известны меховые изделия и кумуланы (ковры), рукавицы сшитые местными мастерицами.

Эти коренные народы практически не знали грамотности, не имели собственных систем письма. В своём большинстве они относили себя к православным христианам. Но в реальности их быт и традиции были наполнены языческими ритуалами, привитыми их предками. Ритуалы подразумевали одухотворение предметов и животных. Значительная роль отводилась шаману.

Интервенция

После революции у «туземных» племён и народностей ДВ уничтожили существовавшие ранее структуры государственной власти. Новые же советские органы создавали не сразу.

В реальности это привело к тому, что на местах не было никакого государственного управления, никто не осуществлял сбор налогов или контроль над исполнением повинностей, не разрешал возникающие споры. Упадок хозяйства и пьянство стало обыденным явлением.

Кроме того, местное население в отдельных районах из-за действий иностранных интервентов в период Гражданской войны 1917-1922 годов, было поставлено на грань голодной смерти.

Так, японцы в ряде районов Приамурья и Приморья производили хищнический вылов рыбы, уничтожая всю живность. Особенно грабительским этот процесс был в 1920-1922 годах в низовьях реки Амур и Амурского лимана.

Японские интервенты в г. Хабаровске. Источник: chto-kupish.ru

Американские интервенты, пользуясь слабостью советских органов власти в отдалённых местах, господствовали на севере Дальнего Востока (например – на территории полуострова Чукотка и полуострова Камчатка). Здесь они по-грабительски, низким для местного населения, ценам скупали меха, редкие растения, моржовый клык и прочее, втридорога продавая коренному населению привезённую с собой продукцию.

Подобную же картина была и в горной местности Сихотэ-Алинь, где китайские подданные насаждали свои порядки коренным народам ульчей и орочей.

Медицина и образование

Ещё одной особенностью быта дальневосточных народов в этот период стал крайне низкий уровень медицины. Эпидемии оспы, тифа, кори, дизентерии, скарлатины, холеры были весьма распространённым явлением, уносящим много жизней.

Особенно губительными стали эпидемии оспы. Потому что с 1913 года среди местного населения не проводилось массовой вакцинации против этого заболевания.

Не лучше обстояло дело и со школами. Многие из детей просто не могли получить начального образования из-за полного отсутствия школ в отдалённых районах. Те же из них, которые существовали ранее находились в таком обветшалом состоянии, что заниматься в них было просто невозможно. При этом денег на постройку и оснащение новых школ местное «туземное» население попросту не имело.

В совокупности все эти проблемы приводили к постепенному вымиранию коренных народов. Это создавало особенные проблемы для отдалённых районов Дальнего Востока, где коренные народы являлись преобладающим населением. Они веками привыкали к жизни в тайге, горах и тундре, – богатых ресурсных районах.

Однако их вымирание и обнищание приводило к невозможности экономического освоения этих земель, вовлечения их ресурсов в жизнь всей страны. Особенно остро это сказывалось, например, на состоянии пушного промысла, который в тот период времени являлся главной прибыльной статьёй бюджета дальневосточного региона.

Что делать?

Как же предлагалось изменить текущее положение дел?

Комиссия Туземного подотдела предложила свой выход из этой ситуации. В частности, предлагалось защитить коренные народы Дальнего Востока от «эксплуатации», сформировать у них органы управления. Местных жителей надлежало снабдить продовольствием и огнеприпасами «по дешёвой цене». В местах проживания следовало организовать медицинскую и ветеринарную помощь, культурную жизнь, в конце концов.

Только такие меры, по мнению исследователей, были способны изменить ситуацию к лучшему...


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен