Сразу два спектакля - «Письмовник» (18+) по одноименному роману Михаила Шишкина краевого театра юного зрителя и «Папа» (16+) по пьесе Максима Горького «Мещане» (16+) драматического театра Комсомольска-на-Амуре названы лучшими постановками 2022 года. Таковы итоги ежегодного краевого губернаторского конкурса театрального мастерства. К слову, ныне он прошел уже в 29-й раз. конкурс театрального мастерства

конкурс театрального мастерства

Ведущие критики-театроведы из Москвы отсмотрели 12 премьер прошлого года. При этом члены жюри посетили шесть театров - краевых и муниципальных - в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Кто победил

Краевой ТЮЗ представил сразу три работы. Кроме «Письмовника» актеры показали «Дон Кихота» (16+) - белую комедию по мотивам произведений Сервантеса и Горького, ее поставил режиссер Михаил Тычинин. А еще был пластический спектакль «Гравитация» (16+), поставленный Викторией Комбаровой. Тюзовцы в итоге и набрали больше всех победных номинаций.

Так, актером года стал Юрий Бондаренко за роль Санчо Пансы. Анастасия Дымнова избрана лучшей актрисой за работу в «Гравитации» и «Письмовнике». Виктория Комбарова названа лучшим хореографом. Тюзовцу же присуждена и победа в номинации «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края» - ею отмечен заслуженный артист Владимир Годованец.

Любопытно, что «Папу» для комсомольской драмы поставил москвич Дмитрий Акриш, и это, по мнению жюри, не только лучший спектакль, но и режиссерская работа года. Кстати, это уже второй спектакль Дмитрия Акриша в Городе юности. Первой была постановка по роману Гюзели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (16+). конкурс театрального мастерства

Победы в трех номинациях отданы краевому театру кукол. Актриса Наталья Федосейкина разделила звание лучшей с Анастасией Дымновой. Жюри высоко оценило работу Натальи в спектакле «Волшебное кольцо» (6+) и «Мой дедушка был вишней» (12+). Сценография и куклы Натальи Павлишиной в «Волшебном кольце» названы «Лучшей работой художника». А звание «Надежда сцены» присуждено кукольнику Никите Лялину.

Эксперты также отсмотрели «Грозу» (12+), «Восемь любящих женщин» (16+) и «Богатыря Степана Ромашкина» (6+), представленных краевым театром драмы, «Алые паруса» (16+) краевого академического музыкального театра, «J.K.J.» (12+) муниципального театра пантомимы «Триада» и «Сказку в чемодане. Мастерская» (6+) краевого кукольного.

Номинаций мало?

На вопрос журналистов - почему крупнейшие театры региона в этом году не выиграли ни в одной номинации - председатель жюри, театровед и эксперт «Золотой Маски» Алла Шевелева отвечала обстоятельно.

Во-первых, по ее мнению, была очень высокая конкуренция. Так что те отмеченные жюри спектакли – это большие, по-настоящему серьезные работы, они оценены, что называется, по «гамбургскому счету». При этом столичных критиков удивила самоотдача, с которой работают местные актеры, их прекрасная профессиональная форма, а также серьезный уровень режиссуры и поставленных задач. Во-вторых, как уверяли прессу члены жюри, в краевом конкурсе театрального мастерства просто-напросто не хватает номинаций. Например, они бы добавили еще такие как «Лучшая роль второго плана» или «Лучший детский спектакль». Может быть, организаторам стоит прислушаться к этой идее? конкурс театрального мастерства

Основной же проблемой, по мнению экспертов, и она свойственна не только Хабаровску, но и большинству театральных сообществ России – это недоверие руководителей театров к своему зрителю. Почему-то сложилось мнение, что публика хочет исключительно развлекаться и ни о чем не думать. Но это, считает Алла Шевелева, неверно. Она убедилась в том, что публика, в том числе и хабаровская, готова к серьезному разговору и не хочет «игры на понижение». Спектакль, где со зрителем разговаривают, «сидя на корточках», как с ребенком, автоматически становится неинтересным. Потому что зритель сегодня хочет чувствовать себя умным, полагает столичный эксперт.

Ах, если бы...

И в заключение хочется добавить. Ах, если бы в конкурсную программу, к примеру, была включена столь масштабная работа как «Рыбак на озере тьмы» (18+) по пьесе Дона Нигро театра драмы, которая без сомнений стала событием театрального сезона в крае. Об этой работе заслуженного артиста РФ Никиты Ширяева, который выступил постановщиком и сыграл главную роль Льва Толстого, мы писали в июле. Однако, увы, столичный гость после премьеры уехал, а без него эта сложнейшая, четырехчасовая постановка рискует стать всего лишь яркой вспышкой, блиц-историей, о которой будут вспоминать лишь немногочисленные, успевшие посетить спектакль зрители...

Уверена, серьезно могла изменить конкурсный расклад и «Капитанская дочка» (12+) краевого академического музыкального театра, поставленная Дмитрием Отяковским по либретто Карена Кавалеряна. Постановка по пушкинской повести также, увы, понесла непредвиденные кадровые потери...

Что ж, все уже сложилось, как сложилось, вердикт жюри вынесен, а лауреатов наградят дипломами и премиями по 100 тысяч - но уже в канун Дня театра, который отмечается, как мы знаем, в конце марта.

Надежда Кузьмина Фото предоставил ТЮЗ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен