В залах русского искусства находятся картины великого мастера Ильи Ефимовича Репина, среди них живописное полотно «Портрет А.Б. Нентцеля» (1908), графический рисунок «Искушение» (1891), этюд «Студент–нигилист» (1883) к картине «Арест пропагандиста» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Речь пойдёт о портрете банкира Александра Богдановича Нентцеля, который относится к числу работ позднего периода творчества художника. илья репин

И.Е. Репин - Искушение

В 1863 году девятнадцатилетний Репин приехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Нужна была не малая решимость, чтобы отважиться на этот шаг. В самом деле, Репин не получил никакого систематического художественного образования. Он и сам не очень верил, что его примут в Академию, особенно после того, как, по приезде в Петербург, его все запугивали, предсказывая неминуемую неудачу. По совету своего квартирного хозяина, архитектора Петрова, Репин отправляется в « Рисовальную школу на бирже», чтобы как-нибудь подготовиться к поступлению. Уже в рисовальной школе преподаватели сразу заметили не только талант Репина, но и его исключительную подготовленность, профессиональную грамотность.

Естественно, что такой исключительный, глубокий художник и мыслитель, художник-психолог должен быть первоклассным портретистом. И Репин действительно был одним из величайших мастеров своего времени. Репин вознёс русский портрет на новую, небывалую высоту. То портретное сходство, которым удовлетворились бы десятки других портретистов, ему не достаточно. Он называет его «неполным» и работает над портретом до тех пор, пока не достигает глубочайшей, исчерпывающей характеристики. Но самое замечательное, что в портретах Репина, как и в картинах, содержание и форма составляет единое, гармоничное целое. Лучшие работы репинской живописи как раз в его портретах. илья репин

И.Е. Репин - Студент-нигилист

Портрет поступил в первые годы революции в Русский музей как «портрет неизвестного». В правом нижнем углу портрета видна подпись и дата: «И. Репин 1908 г.» В запасах музея он и хранился вплоть до 1931 года, пока не был передан в Дальневосточный краевой художественный музей в Хабаровске. На большом полотне изображён пожилой мужчина с высоким открытым лбом, седыми волосами, длинными усами и бородой, сидящий в кресле с высокой спинкой. Руки опираются на ручки кресла, правая кисть свободно свисает, а в левой пенсне. Как удалось выяснить это – портрет Александра Богдановича Нентцеля, председателя правления Азовско-Донского коммерческого банка, и демонстрировался он в 1908 году на XXXVI Передвижной выставке. Подробности знакомства Репина с Нентцелем нам неизвестны. Можно предположить, что портрет этот был написан по заказу правления банка, когда Нентцель завершал свою работу, там в 1908 году он, в качестве председателя правления в последний раз подписал печатный отчёт. Можно отметить, что в том же самом размере (178х114 см) Репиным был написан в следующем 1909 году портрет нового председателя правления банка – Б.А. Каминка, принадлежащий ныне Русскому музею, в который этот портрет поступил, очевидно, из здания банка, одновременно с портретом Нентцеля, где они висели как «парные».

И.Е. Репин - Мужской портрет

Портрет Нентцеля выделяется более чеканной формой и композиционной слаженностью. По отзыву сотрудников Дальневосточного музея портрет и в живописном отношении привлекателен, много мастерства в кистях рук, превосходно переданы приглушённые красные тона ковра. За пределами полотна остались властный характер, проницательность, умелое владение правилами финансово-дипломатический игр Александра Богдановича Нентцеля.

О.В. Козарезова, специалист по просветительской деятельности


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен