О роли семьи и школы в воспитательном процессе шёл разговор на очередном заседании делового клуба AmurMedia. В ходе онлайн-встречи родители, педагоги и общественники попытались найти ответы на актуальные вопросы. Кроме того, всех взволновала недавняя инициатива государства по подбору в школы так называемых советников-воспитателей. Интересно, что получилось в результате. темы воспитание детей

Отбились от рук

Кто главнее в воспитании детей: семья или школа? К единому мнению участники встречи так и не пришли. С тем, что семья всё-таки главнее, например, не согласился руководитель объединения коренных малочисленных народов Приамурья Леонид Сунгоркин.

- Дети КМНС также ходят в общеобразовательные школы. Они так же общаются со своими сверстниками. И могу сказать, что сейчас где-то чёткого разделения на национальные традиции не прослеживается. Я бывал в национальных семьях, там дети сидят в телефонах и даже не поздороваются. Они отстранены от процесса встречи гостя. Меня это, конечно, не очень удивило. Но я сделал вывод, что коренные народы также подпадают под влияние современных технологий. И нам нужно уже говорить, как сохранить национальные традиции в таких условиях. Потому что ребёнок, скорее всего, уйдёт в интернет, будет черпать информацию где-то вне дома. И как общественник я считаю, что нужны центры дополнительного образования для детей, в том числе, и на национальной основе. Чтобы там можно было познакомиться, изучать такие предметы, как природоведение, родной край.

Сейчас к нам в центр КМНС приходят дети, но они сидят в телефонах, потому что в школах им запрещают, а здесь – нет. Спрашиваю у них: почему так? Почему такое пренебрежительное отношение к педагогам дополнительного образования? Поэтому сейчас традиции в национальных семьях не соблюдаются так строго, как раньше. Ну, кто теперь встанет, допустим, на колени перед своими старшими родственниками, дядюшками или бабушками, как было принято у нас в семьях?

Поэтому неуважение к собственной культуре, пренебрежительное отношение к своим соплеменникам, конечно же, рождается в семье. Поэтому на вопрос, кто должен воспитывать, семья или школа, отвечу: конечно же, школа! Но многих ли из нас воспитала школа? Я, например, свою школу не любил. Меня там били, потому что я нанаец. И я надеялся, что когда-нибудь в нашей стране что-то изменится. Поэтому не интернет и телефон наши враги, а именно бездуховность, безразличие нашего общества, тех родителей, которые считают, что они кормят-поят детей, а воспитывать их должен кто-то другой. И коренным народам надо задуматься о своём будущем. Потому что если ребёнку не объяснить, кто он, тогда тикток ему скажет: иди, повешайся! И он пойдёт и повесится. темы воспитание детей

Пеняйте на себя

Член Общественной палаты Хабаровского края, директор центра военно-патриотического воспитания «Взлёт» Олег Безгодов, пожалуй, был наиболее близок к истине.

- Пока ребёнок находится в семье, главной является семья. Как только ребёнок попадает в школу, а это значительная часть его жизни, главной становится школа. Нельзя разрывать, что главнее. У меня патриотическим воспитанием занимаются 38 школьников, и они главные в этом учебном процессе. Телефоны мы абсолютно убираем. У нас группы, которые занимаются прикладными видами спорта: сборка-разборка, физподготовка, маршировка, звания, погоны и т.д. Тут не до телефонов.

Мы работаем руками и ногами, и ребята попадают стопроцентно под влияние наших педагогов, которые их тут воспитывают. Как только ребята попадают на улицу, они воспитываются улицей. Но никто не отменял общественный контроль. Вежливо, корректно им нужно донести месседж, что так нельзя вести себя. Существует английская пословица: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Основной базис воспитания находится всё равно в семье. Как мы ведём себя в семье, так ведут себя и дети. темы воспитание детей

Мнение отцов

А нужен ли в школе советник директора по воспитательной работе? Почти все согласились с нововведением в стране.

Зампредседателя Совета отцов при администрации города Хабаровска Андрей Никонов, кстати, многодетный отец, воспитывающий трёх сыновей, высказал идею о том, что надо возвращаться к советской системе образования.

- Семья должна быть основой, потому что дети воспитываются в семье и являются зеркальным отражением своих родителей. Что происходит дома, то и транслируют дети. Всегда говорил о том, что должна быть взаимосвязь между родителями, детьми и руководством школы. Хотя мне и повезло с гимназией, потому что там есть педагоги с большой буквы, но отделяться было бы неправильно. Семья должна давать детям всё необходимое – любовь, понимание и уважение.

А в школе, помимо получения знаний, у детей должно быть общение во время внеучебного процесса. Они не в компьютерах и телефонах должны сидеть, а ходить на продлёнки, уроки труда, которые надо возродить по примеру советских времён. Я так считаю. У меня, например, сын приходит домой и спрашивает у матери: какие на кухне должны быть занавески, нам такое задают. Да мальчишкам надо дать молоток в руки, рубанок, чтобы они знали, что это такое! К сожалению, сейчас это не во всех школах есть. А надо возродить. Я за консолидацию, чтобы работали и школа, и родители, и дети. Поэтому советник директора по воспитанию нам нужен в школах. темы воспитание детей

Мнение педагогов

Педагогический корпус на встрече представила директор гимназии № 6 г. Хабаровска Наталья Скалозуб.

- Нужен ли советник? Наверное, да. Потому что на заместителе директора по воспитательной работе лежит очень много обязанностей. Он должен реализовать очень много направлений, и правильно сказал Андрей о том, что у нас есть и социальная служба, которая помогает. Но всё нужно попробовать, а потом говорить. Одно дело на бумаге, другое – на практике. Пусть эту модель сначала попробуют другие регионы. Это должна быть профилактическая работа. Мы должны учить детей, как пользоваться соцсетями, как работать с информацией и вычленять оттуда деструктив. Что касается занятий после уроков, то у нас есть десять часов в неделю внеурочной деятельности. Ребята могут заниматься по пяти направлениям плюс дополнительное образование. И здесь должны быть партнёрские отношения с родителями, когда мы знаем, какие кружки, секции посещает ребёнок, куда он ходит после уроков. Мы это отслеживаем. Родители – это полноправные участники образовательного процесса. Согласна с тем, что никто друг другу не должен мешать, и каждый должен заниматься свои делом: учить, воспитывать в тандеме. А отследить аккаунты невозможно. Но мы общаемся в группе WhatsApp, хотя не сразу научились.

- Ваше мнение: нужно ли запретить в школах пользоваться айфонами и смартфонами?

- Тут мнения родителей и учителей разделились. Кто-то говорит: забирайте смартфоны и айфоны, кто-то говорит: оставляйте. Скажу так. Всё зависит от цели. Если телефон необходим на уроке, тем более, что ребёнка надо учить грамотно пользоваться интернет ресурсами, поведению в информационном пространстве, то да. Но заходить в соцсети, играть во время учебного процесса ему никто не позволит.

Совет психолога

Подростковый психолог Екатерина Карпенко поведала о том, что детей, в основном, беспокоят конфликты в семье, а не в школе.

- К нам приходят родители, которые не могут справиться со своими родительскими обязанностями в силу того, что им самим в детстве уделяли мало времени. Соответственно, мы принимаем подростков с 15-ти лет без родителей и рассматриваем их внутрисемейное взаимодействие. По поводу противодействия семьи и школы – с такими конфликтами нам не приходится встречаться.

Очень важно, чтобы ребёнок не попал под влияние какой-то группы смерти, других страшных ресурсов в интернете, чтобы у него был хороший контакт с родителями. Как это определить? Если ребёнок приходит и делится с вами проблемой, значит, контакт есть. Пока ребёнок чувствует, что в семье его всегда поддержат, вы можете не бояться за своих детей.

Дефицит общения с родителями ребёнок восполнить не сможет. Потому что общение со сверстниками, учителями и наставниками – это совсем другое общение. И здесь важно не количество, а качество. Гиперопека не является качественным общением, тогда лучше ничего не делайте. Тогда идите к психологу, потому что качественному общению очень трудно научиться. темы воспитание детей

По ту сторону Луны

Цвет городской молодёжи - председатель Общественной молодёжной палаты при хабаровской городской думе Сергей Грицик, как показалось, совсем растерялся в ходе полемики, но своё мнение насчёт советника в школе всё же выразил.

- В каждой школе заместители по воспитательной работе нам говорят, что они загружены излишней бюрократией, отчётностью, которая никакой смысловой нагрузки не несёт. Я боюсь, что советников так же забюрократизируют, и они будут заниматься отчётами вместо того, чтобы заниматься воспитательной деятельностью. Поэтому наша площадка должна стать рупором для власти, чтобы советники занимались именно воспитанием детей, а не заполнением бланков отчётности. Просветительской, организаторской работой, молодёжным самоуправлением, по примеру хабаровской гимназии №6.

Вот так, несколько сумбурно, прошёл извечный спор «отцов и детей», который, пожалуй, никогда не закончится, пока мы живы. Ясно одно: настоящим авторитетом для ребёнка всегда были и остаются родители. И никакие советники в этом вопросе нам совсем не советники. На том стоим.

Фото: studyaway.sliday.com

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен