«Такое только в кино видел!» – подумает хабаровчанин, когда зайдёт в архив дальневосточной железной дороги. Новое помещение представили членам жюри городского смотра-конкурса «Лучший хранитель истории». Мы оценили новые площади и спросили, что могут там узнать хабаровчане о своих родственниках-железнодорожниках. двжд Хабаровск

Чудо техники, а не стеллажи

Дальневосточная железная дорога – самое крупное в регионе транспортное предприятие по объёмам перевозимых грузов и пассажиров. И люди, которые приложили силы к этому достижению, могут быть спокойны. Ведь их имена, судьбы и заслуги находятся в надёжных руках вот уже 85 лет. Столько исполнилось архиву в этом году.

Мол, если у предприятия есть хранилище, значит, есть память и история. Этот факт сообщила комиссии Ольга Брандова, старший инспектор по производственно-техническим вопросам отдела.

Официальной датой появления железнодорожного архива на Дальнем Востоке считается 25 февраля. Именно в этот день, в 1937 году, издали соответствующий приказ. Сейчас работает шесть отделов: два из них расположены в Хабаровске, по одному – в Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Тынде и Южно-Сахалинске.

Ольга Брандова

Мы находимся в архиве на ул. Воронежской, 49-Б. Когда-то он располагался на улице Больничной и отличался спартанскими условиями. Представьте – жилой дом и непригодные условия подвального помещения… Однако, это не помешало отделу в 2018 году поучаствовать в конкурсе «Лучший хранитель истории» и получить диплом за сохранность исторического наследия.

В 2019 году руководство ДВЖД выделило отдельное здание для архива с космическими, по меркам сотрудников, условиями. Их хватит на 20-30 лет, чтобы совсем не переживать за нехватку свободного места.

Тогда в Хабаровск приехали специалисты из Перми – они замерили помещение, грамотно рассчитали его возможности и расположили стеллажи так, чтобы на них уместилось много документов.

Высота мобильных стеллажей 320 см в большом помещении и 359 см – в комнате с технической документацией. Чтобы посмотреть, как перемещаются высокие железные шкафы, нужно покрутить рычаг, тогда стеллажи, как по рельсам, сдвинутся в сторону. Оказывается, полки загружены с двух сторон.

Самый древний артефакт

На первом этаже расположены читальный зал, кабинеты для приёма документов и работы с людьми. Там же есть бактерицидные лампы, которые обеззараживают «больные» документы от вредителей. На втором этаже трудится администрация архива. В штате работает четыре сотрудника вместе с начальником.

– Мы переместили сюда свыше 410 тысяч документов, но это ещё не всё. Процесс сортировки и перестановки продолжается. Мы укладываем бумаги в короба, клеим постеллажные метки, – рассказывает и показывает Ольга Николаевна.

Здесь хранится информация о личном составе ДВЖД и научно-технические бумаги, в том числе номера газет «Гудок», «Пограничный транспортник» и «Дальневосточная магистраль». А самый древний документ – телеграмма Николая II, составленная в 1897 году. На всё это имеются описи. Периодически некоторые документы передают на постоянное хранение в Госархив Хабаровского края. Эти действия отражены на бумаге, чтобы при необходимости можно было узнать, что именно уже передано в Госархив.

Хранение подлинников требует особых условий. И они здесь есть – запасный выход, пожарная безопасность, огнетушители, светоотражающие указатели для ориентации в темноте и гидранты. Установлена сплит-система с функцией ионизирования и осушения воздуха. К слову об оснащении – в распоряжении сотрудников имеются большие и маленькие стремянки, передвижные тележки, чтобы девушки не таскали в руках тяжести, а также на полке мы видим фонари и перчатки. Не место, а рай для архивариуса! Кстати, увы, открытых вакансий в учреждении нет.


Филиал «Дальневосточная железная дорога» – отдел архивов службы управления делами. Адрес: ул. Воронежская, 49-Б на территории Дорожной больницы. График работы: пн-пт 08.30-17.30, перерыв 12.00-13.00. Прием посетителей: вт, чт 09.00-12.00. Телефон: 98-01-35, 98-01-49, 98-06-26. Электронный адрес: ND_KorotunTV@dvgd.ru.


Чем помогают людям

Сотрудники большую часть времени тратят не на сортировку, а на обработку запросов от населения, коих в год бывает около двух тысяч. А справок выдаётся и того больше – около трёх тысяч. Здесь можно уточнить трудовой и льготный стаж работы у сотрудников ДВЖД, выдают справки о заработной плате за определённый отрезок времени. Некоторые отправляют запросы о награждении ведомственными наградами, чтобы потом оформить звание «Ветеран труда».

Также проводится работа по выявлению документов для дальнейшей реабилитации бывших сотрудников железнодорожного транспорта. Письма с этими просьбами поступают с разных концов России и мира – Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Израиль, Германия и другие страны.

– Мы отталкиваемся от составленных описей и так ищем информацию о людях, находим карточки. В личном деле часто содержатся автобиографии людей. Начиная с 19 века и до 2000-х годов, люди вручную писали свои биографии, а сейчас они необязательны. А как же мы будем историю складывать дальше? Неизвестно. Ведь сейчас, когда трудоустраиваешься, не пишешь о себе, не заполняешь личную анкету, или она бывает электронной, – сетует Ольга Брандова.

Помимо личных данных в архиве можно полистать альбомы, где мы с любопытством и восхищением разглядывали схему первого пассажирского здании хабаровского железнодорожного вокзала. По чертежу, получается, можно при желании заново отстроить историческое здание. Вот вам и ещё один повод посетить это место!

Фото Дмитрия Перегудова и автора

Видео автора


Суммарная площадь шести архивных хранилищ равна около 2,5 тысяч кв.м., а количество документов превышает 813 тысяч единиц, в том числе более десяти тысяч технических документов. двжд Хабаровск двжд Хабаровск


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен