Уроки в «Тик-Токе», домашняя работа в «ВКонтакте», вместо скучных сообщений у доски выступления в стиле «стендап» и видеоигры в качестве исторических пособий – такие неординарные методы преподавания практикует учитель истории школы № 85 Дмитрий Морозов. Недавно хабаровский педагог стал лучшим в России. дмитрий морозов учитель истории

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проходит 32 раз и ни разу хабаровчане не попадали в число финалистов. Дмитрию Морозову, учителю истории и обществознания из школы №85 впервые удалось войти в пятерку лучших преподавателей страны. Хабаровчанин получил главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана. А также, в качестве, поощрения хабаровский педагог получил должность советника Министра просвещения РФ. дмитрий морозов учитель истории

Учителем, признается Дмитрий Морозов, он стал не благодаря чему-то, а скорее вопреки. В школе он был очень замкнутым и малообщительным ребенком. Будущий педагог боялся поднять руку на уроке, даже если знал правильный ответ, что уж говорить о том, когда приходилось выйти отвечать у доски.

– Ответ у доски всегда был для меня большим стрессом. И я решил, либо я таким и останусь, либо надо что-то менять. Поэтому я целенаправленно поступал именно в педагогический. Другие варианты даже не рассматривал. А историю выбрал, потому, что просто очень нравился предмет, – вспоминает лучший педагог России.

А последней каплей в выборе стала прочитанная в 10 классе книга «Над пропастью во ржи». История про учителя, который жертвует очень многим ради ребят, поразила будущего педагога. Эта профессия тогда казалась Дмитрию очень романтичной. Но, как признается учитель, в своем выборе он еще долго сомневался. И только, когда попал на практику в школу, то понял, что это его место.



Дмитрий Морозов педагогических соревнованиях не новичок: он уже дважды получал профессиональное признание, становился финалистом конкурса профессионального мастерства «Учитель года Хабаровского края – 2021», а в 2020 году стал первым в номинации «Лучший учитель года» в городском конкурсе «Педагогический звездопад».

– Перед конкурсом я задавался вопросом: могу ли я быть хорошим учителем для своих учеников ? И по итогу получил ответ, что да, я могу! Я вижу в таких мероприятиях большие изменения для самих учителей. Я сразу начал учувствовать в конкурсах, как только пришел в профессию. В 2016 году стал лучшим молодым учителем Хабаровска, а потом был единственным, кто участвовал три раза подряд в краевых конкурсах, – говорит Дмитрий Морозов.

Дмитрий Морозов на открытом уроке

Третий раз оказался самый удачный. Победив в краевом этапе, педагог отправился на финал в Москву, где и вошел в пятерку лучших. После подведения итогов конкурса хабаровского учителя пригласили на встречу с президентом России Владимиром Путиным. Она состоялась в режиме онлайн-конференции. В ходе аудиенции Дмитрий Морозов попросил у главы государства открыть в Хабаровске мультимедийный парк, где школьники могли бы изучать историю страны с применением современных технологий.

– В этом году одним из интересных нововведений конкурса стало проведение классного часа в историческом парке «Россия – моя история». Я знаю, что уже в 23 городах России открыты такие парки. Я думаю, было бы замечательно, чтобы постепенно в каждом регионе страны появился бы такой парк. Например, в Хабаровском крае у нас такого нет, а это очень важно, чтобы ребята, которые живут на Дальнем Востоке, знали и понимали, что Дальний Восток – не значит далёкий. Уверен, что самые замечательные мероприятия: внеурочные и внеклассные – могли бы пройти как раз в стенах парка «Россия – моя история», - сказал Дмитрий.



Вообще подход к обучению у педагога Морозова весьма очень необычный. У учителя истории свой взгляд на преподавание предмета и неординарные методы.

– Мне важнее чтобы ребенок умел отличить в интернете «фейк» от правды, чем знал всех египетских фараонов. Лучше пусть он умеет отлично работать в команде, чем решать линейные уравнения, – считает педагог.

Своим ученикам Дмитрий Морозов разрешает пользоваться социальными сетями, а на уроках играет с детьми в настольные игры и даже в компьютерные стрелялки.

– Мы ничего не можем сделать, чтобы дети не использовали тот же «Тик-Ток». Мы не сможем конкурировать с ним. Но мы можем показать, что его можно использовать для образования. Важно, чтобы они умели сортировать контент. Этому я тоже учу на уроках. В соцсетях образовательного контента достаточно. Даже местного, знаю нескольких хабаровских учителей, которые делают такие ролики. Одна из моих учениц занималась проектом: Как найти полезное в «Тик-токе». У нас с ребятам есть своя группа «вконтакте», где мы обсуждаем интересные для нас вопросы, я выкладываю задания, а ребята свои проекты. Это для нас площадка общения вне школьных рамок, – рассказывает педагог.

Преподавание истории по учебникам это глупо и не эффективно, уверен Дмитрий Морозов. Его конек это игровой подход.

– Игры это не просто способ развлекаться, но и познавать реальность. Сначала с ребятами на уроках мы просто играли настольные игры, типа монополии. Потом стали применять их к уроку, а потом начали менять правила и создавать свои игры, – говорит учитель.

Сейчас в арсенале у педагога несколько своих авторских настольных игр. Но этого оказалось мало. И в ход пошли компьютерные игры – стреляки, ходилки, бродилки.

– Есть игры, которые созданы специально для образования. По ним дети изучают буквы, цифры цвета. Но мы используем игры, которые вообще не предназначенные для этого. Например, есть много стрелялок про Первую или Вторую мировую войну. Мы с ребятами можем провести исследование и выявить, насколько достоверно там изображено оружие или форма солдат. Есть дети, которым это очень нравится. А еще можем проанализировать, почему русские солдаты изображены именно так, есть ли здесь пропаганда, исторические ошибки. Вариантов много. Главное, что обучение идет на понятном детям языке. Или мы изучаем древнюю Грецию, и я могу детям посоветовать игру на эту тему. Пусть она далека от образовательной, но детский кругозор все равно будет расширяться.

По мнению лучшего учителя школа должна не просто давать детям знания, но и учить общаться, презентовать себя. Для того историк организовал авторский дискуссионный клуб, где его воспитанники вырабатывают логическое мышление и коммуникативные навыки.

– У меня есть проект «Образовательный стендап лекторий». Я как учитель сталкиваются с большой бедой наших детей – они не представляют, какой большой ресурс дает навык публичного выступления. Не умеют презентовать себя и свои идеи. Казалось бы, школа дает большие возможности, но у нас это сводится к примитивному докладу или скучному выступлению у доски. Здорово, когда у ребят появится возможность публично рассказать своим сверсткам о том, что ему интересно. Кто-то занимается научными исследованиями или разбирается в неформальной культуре, кого-то волнует проблема и он хочет обсудить ее. Это некая возможность свободного микрофона.

Этим летом Дмитрий Морозов начал заниматься стрит-артом, украшает город собственноручно нарисованной мозаикой. И привлекает к этому своих учеников. Лучший педагог России Дмитрий Морозов уверен, что только через общение, коммуникацию со взрослыми дети смогут получить качественные знания и приобрести навыки, которые будут нужны будущем.

Екатерина Подпенко Фото из архива Дмитрия Морозова


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен