Итак, проект бюджета Хабаровского края на 2021 год принят во втором чтении. По данным замминистра финансов Александра Мазура, бюджет социально-ориентированный на 65 процентов от суммы всех расходов. Иными словами, на здравоохранение, образование, соцподдержку и спорт мы потратим около 80 млрд рублей. А всего расходов в бюджете-2021 запланировано около 122,5 млрд рублей. бюджет хабаровского края на 2021 год

Расходы на экономику составят 14,8 млрд (это порядка 12 процентов от общих расходов). На финансирование ЖКХ предусмотрено 8,4 млрд рублей (порядка семи процентов). Оставшаяся часть, по всей видимости, пойдёт на покрытие долгов и содержание управленческого аппарата. Дефицит бюджета при этом составляет около 7,5 млрд. Так что, как видите, практически весь бюджет мы проедаем. Бюджетом развития его никак не назовёшь. С этим согласились участники очередного заседания Делового клуба ИА AmurMedia.

А всё у нас за-ме-ча-тель-но!

- Федеральные деньги ещё дополнительно будут, даже в большем объёме, - уточнил г-н Мазур. - На первое чтение мы входили порядка 17 млрд, на второе, вместе со средствами фонда развития ЖКХ, получается 34, 4 млрд ассигнований. То есть, добавилось в пропорции 50/50.

За счёт чего мы будем покрывать расходы? Замминистра экономразвития края Дмитрий Пугачёв всех успокоил, мол, несмотря на трудности, экономический рост нам обеспечен. Причём, в первых рядах почему-то идут добыча угля и нефтепереработка, в середине – металлургия и обработка древесины, на последнем месте – пр-во пищевых продуктов. Дальше в «источниках роста» обозначены торговля, строительство, цифровая экономика и сельское хозяйство. А где же, извините, наши авиа- и кораблестроительные гиганты, ТОСЭРы и портовые зоны? Где обещанные инвестпроекты, новые технологии и т.п.?!

Рост ВВП края в 2021 году прогнозируется на 4,2 процента. Рост инфляции в России – тоже 4,2 процента. Подозрительное совпадение. Где же тут положительная динамика? Вот смешно называть наше сельское хозяйство источником роста, если ещё учесть наши зачастившие наводнения.

- Общепит и торговля восстановили свои налоговые платежи, - «чешет нам за ушком» замминистра. - Это наиболее пострадавшие отрасли во время пандемии. Есть, конечно, тревожные показатели, но есть и неплохие. В целом к концу года мы 101 процент в динамике покажем. Это означает, что с учётом тех перспектив и инвестпроектов краевая экономика прирастёт. И никаких сомнений у нас в этом нет. бюджет хабаровского края на 2021 год

Ну да. В красивой табличке нарисовано, что до 2025 года в крае будет реализовано аж 52 инвестпроекта на сумму 2575 млрд руб. Даже вспомнили, что в правительстве РФ вышло постановление №1704 о компенсации затрат на реализацию в регионах инвестпроектов в счёт госдолга. Вот откуда мы будем, оказывается, гасить долги!

- Все портовые участки работают на пределе мощности, будут открыты новые. С точки зрения привлечения инвестиций мы являемся «всеядными». Т.е., для правительства края интересен любой проект. Приоритетными у нас в крае являются обрабатывающая отрасль, транспорт, логистическая обработка. На них приходится четверть всех инвестпроектов. Таким образом, край наш остаётся промышленно-логистическим в силу своих особенностей. Это наше конкурентное преимущество, которое никогда никуда не денется, - добавил Дмитрий Пугачёв.

- Прогнозы очень осторожные, но оптимистичные. По деревообработке будут какие-то новые варианты, поскольку до 2022 года планируется совсем закрыть экспорт кругляка. По нефтепереработке вряд ли запустят в строй вторую очередь хабаровского НПЗ на базе ТЭЦ-3. Но в то же время глубокая переработка выйдет на новый уровень. Не исчерпаны возможности металлургии: ставку делают на завод «Амурсталь» с производством до двух миллионов тонн в год.

А вот депутат закдумы от КПРФ Максим Кукушкин совсем не согласен с новым бюджетом.

- Я голосовал в первом и во втором чтении против. Потому что структура нынешнего бюджета сохранилась ещё со времён Шпорта. Она идентична: это бюджет проедания. Хабаровский край зарывается всё больше в долги. И на будущий год планируется увеличить заёмные средства. Край привык жить на дотации, а это неправильно. Надо жить за счёт собственного производства. Но далеко не все инвесторы у нас являются налогоплательщиками края. Основными налогоплательщиками являются физические лица. Необходимо увеличивать инвестпривлекательность края, снижать налоги. На самом деле товарооборот упал, об этом говорят все предприниматели. Потому что программы по развитию промышленности, малого и среднего предпринимательства, по сути, нет. На сельское хозяйство дотации в районе одного процента. А это продовольственная безопасность края! Практически все отрасли экономики пострадали в пандемию, и список таких отраслей нужно расширять. С таким проектом бюджета у нас сложности будут вдвойне. бюджет хабаровского края на 2021 год

Поголовная редукция?

Председатель учёного совета Дальневосточной народной академии наук Вадим Заусаев назвал бюджет популистским. Профессор задался вопросом: почему у нас промышленность растёт, а бюджет не наполняется?

- Необходимо формировать бюджет развития. Все цифры, которые нам приводит Минэконом, я ставлю под большое сомнение. Потому что у меня динамика другая. Тут возникает вопрос: а куда идти? Традиционная поддержка МСП – тоже путь в никуда. Нужно формировать новую экономику. Например, вспомнить опыт краевых государственных девелоперских компаний. А начинать надо с реструктуризации госдолга, уходить от частных банков в пользу госфинансирования. Расширять налогооблагаемую базу – уходить от процессинговой схемы. Это тяжёлый процесс: все компании сидят в Москве и стригут купоны с Хабаровского края. Это неправильно. Надо поднимать вопрос дальневосточных надбавок из федерального бюджета – тоже процесс снижения нагрузки на бюджет.

Где ещё брать деньги в бюджет? Профессор предлагает в два-три раза сократить содержание краевой думы и правительства Хабаровского края. Это же касается и муниципальных органов власти.

- В нулевых-десятых годах мы проводили соцопрос в Комсомольске, Южно-Сахалинске и Хабаровске. Сами же чиновники ответили, что расходы в полтора-два раза можно сократить, потому что идёт дублирование полномочий, загрузка чиновников совершенно ненужной работой. Необходимо провести реструктуризацию заработной платы. Есть такое понятие: редукция труда. Больной вопрос, но мы к нему придём рано или поздно, потому что нам нужно искать деньги на бюджет развития. И последнее. Думцам надо формировать движение «Хранителю земли дальневосточной – достойную жизнь!». В противном случае, население будет уходить, потому что при сегодняшнем уровне экономики мы не прокормим 1,3 миллиона человек. Мы физически не сможем воспроизводить такое население. В итоге будет вахта и, в конечном итоге, мы потеряем Дальний Восток.

Первый зампредседателя краевой думы, лидер фракции ЛДПР Сергей Зюбр, как всегда, парировал «паническим настроениям».

- По сравнению с первым чтением расходная часть выросла со 108 до 122 млрд., доходная – со 100 до 115 млрд рублей. Мы анализировали бюджет, он абсолютно сбалансирован. Рост в четыре процента – это неплохо. Но надо делать какие-то более серьёзные шаги. Категорически не согласен с коллегами в том, что для инвесторов надо снижать налоговые ставки, потому что это приведёт к краху. Надо заканчивать с этой гонкой между регионами, так мы дойдём и до нуля. Необходимо выходить с предложением о введении единой налоговой ставки по всему Дальнему Востоку. Предложение о реструктуризации госдолга не может быть исполнено, потому что такой статьи нет в федеральном бюджете. бюджет хабаровского края на 2021 год

Работать всё-таки надо иногда

Ему возразил депутат Госдумы Борис Гладких.

- Хочу сказать, что замена коммерческих кредитов на государственные возможно. И дело не в том, что такой статьи нет в госбюджете. Эту работу мы проводили ещё в 2014 году. И здесь я соглашусь с тем, что структура бюджета так и не поменялась с тех пор. Пока нет альтернативного бюджета с предложениями, от чего отрезать, куда прибавить - нет основания отказываться от этого документа. Действительно, мы пока прирастаем федеральными траншами, и в этом никакой заслуги представительного органа нет. А рост федеральной составляющей вызван тем, что со сменой руководства края пошла системная работа с федеральным центром. Эта работа могла вестись и в предыдущие два года, тогда бюджет ещё прирос бы. Но на уровне субъекта велась непонятная политика в части конструктивного диалога с центром. Могу привести такой пример: 2,6 млрд направил Минфин в краевой бюджет, чтобы мы расплатились с ГДК за превышение по стоимости газа. Что сделал край? ГДК их не получила! С таким подходом может нам доверять федеральная власть? Думаю, что нет.

- Когда мы говорим о дополнительных средствах, можно их было получить? Можно, - продолжает Борис Гладких. - Два года подряд министерство природных ресурсов готово было перечислить нам почти миллиард. Почему не взяли? Да потому, что документы сдаём с недостатками! А населению говорим, что дяди из федерального центра нас обижают. Начали разбираться, а дяди говорят: мы вам даже предлагаем деньги, а вы не можете элементарно подготовить нужные документы. Только за прошлый год мы недополучили из федерального бюджета по возможным программам порядка десяти миллиардов рублей… Упустили этап работы с Росрыболовством. Полторы тысячи человек, 50 предприятий не смогли отловиться – это что? Где чиновники? Знали ведь прекрасно, что готовится приказ, и надо было вести переговоры. Расходы на госаппарат надо снижать, согласен. И переводить котельные на газ – это ещё одна точка роста.

Как говорится, не в бровь, а в глаз, комментарии излишни.

Светлана Рослякова Фото пресс-службы думы

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен