«Праздник, который объединяет все поколения. Акция стала народной, и в ней хотят принять участие все граждане страны», – так считает Сергей Макаров, сопредседатель центрального штаба общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России». Но не все с ним согласятся, что акцию в этом году стоит провести онлайн. Станет ли кому-то легче от того, что портреты героев покажут по телевидению или в интернете? Бессмертный полк онлайн

Из окна или на балконе

Режим самоизоляции продлён до 11 мая. Поэтому отмечать «праздник со слезами на глазах» россияне будут, скорее всего, дома. Московские организаторы решили не отменять из-за этого «Бессмертный полк». Они придумали кое-что лучше или хуже этого?

Российское агентство международной информации «РИА Новости» на видеохостинге Youtube презентовали проект «Бессмертный полк онлайн». Этот формат был выбран путём голосования в социальной сети «Вконтакте». Помимо формата пользователи интернета также голосовали за акцию «Окно Победы».

К ней предложили присоединиться всем россиянам. Когда закончится минута молчания, в семь часов вечера нужно выйти на балкон или открыть настежь окно и спеть с портретом своего героя в руках песню «День Победы».

– Я призываю всех, кому дорога память о солдатах Великой Отечественной войны, принять участие в акции «Бессмертный полк онлайн», – так сказал во время презентации Василий Лановой, народный артист СССР и сопредседатель движения. Он также призвал участвовать в акции «Окно Победы».

Василий Лановой поддержал идею о переносе акции в онлайн пространство

Чтобы присоединиться к онлайн-шествию, людям надо зайти на сайт 2020polkrf.ru, заполнить информацию о своем герое – указать ФИО, прикрепить фото героя, если оно есть, вписать дату рождения человека, если она известна, указать, кем приходится солдат заполняемому, и вписать годы, в которые герой воевал. Эта информация поступает в единую базу и будет транслироваться девятого мая на разных ресурсах: в интернете, на федеральных и местных телеканалах, где будет акция согласована, а также портреты можно увидеть на медиаэкранах страны.

Организаторы также говорят о том, что виртуальный полк «пройдёт» по телеканалу «Победа». Но он доступен немногим гражданам. Кнопка канала на пульте телевизора – 75, 77 и 247 – есть только у тех, у кого подключён дополнительный пакет телеканалов.

Вопросы об акции «Бессмертный полк онлайн» принимаются по «горячей линии»: 8-800-20-1945-0. Она будет работать даже девятого мая.

Известно, что фото будут показывать в порядке поступления их на сайт. Чем раньше загружаешь фотографию и информацию, тем раньше увидишь фото родственника на одном из ресурсов.

На московской презентации выступили также партнеры акции, которые рассказали о том, что трансляция «Бессмертного полка онлайн» пройдёт в социальных сетях. Разработчики сайтов уверены, что это тоже своего рода возможность отдать дань памяти своим предкам.

Одновременно начать акцию во всех регионах не получится. Поэтому постепенно к шествию будут присоединяться регион за регионом. В одиннадцать утра бессмертный полк «пройдёт» на Дальнем Востоке и к 11.00 по московскому времени «дойдёт» до западной части страны. По крайней мере, так планируют организаторы.

Так начиналось шествие в Хабаровске в 2018 году

Один из очевидных плюсов онлайн-акции – это то, что в ней смогут участвовать россияне, которые находятся за границей, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Одни из-за расстояния, другие из-за сложности с передвижением не могли пройти в рядах «Бессмертного полка» до этого. Сейчас, по идее, для них нет никаких преград. Но всем ли такой формат по душе?

Возможность или издевательство?

Анастасия Брага

К виртуальной народной акции хабаровчане относятся по-разному. К примеру, Анастасия Брага, руководитель регионального отделения «Волонтёры Победы», говорит следующее.

– Мы призываем всех оставаться дома, и наше здоровье важнее того, чем мы бы участвовали в уличных массовых акциях. Поэтому «Бессмертный полк онлайн» – это хороший выход из ситуации, чтобы действительно люди объединились и прочувствовали масштаб нашей страны и нашего народа.

Фёдор Цун, один из руководителей общественной организации «Проектная группа «Союзники», тоже воспринял акцию положительно.

Фёдор Цун

– Я думаю, что акция нужна как онлайн, так и оффлайн. Люди хотят помнить. Не имеет значения, в какой форме они это делают. У моей жены Юлии дед воевал, она на «Бессмертный полк» ходит. Думаю, и в онлайн-версии она участвовать тоже будет. Возможно, эффект от этого будет даже выше. Попытка стереть из памяти значимость СССР и его роль в Победе над нацизмом, возможно, один из самых ярких индикаторов наличия международной информационной войны. И война эта ведётся за сознание молодых. Они носители исторической памяти и сегодня они черпают информацию в онлайне. В этом году получится забрать онлайн-пространство, а в следующем году «онлайн» объединится с «живым маршем».

Возможно, это эффективнее продлит жизнь исторической памяти. Сегодня ведётся большая работа, чтобы ассоциировать идею Победы советского народа в Великой Отечественной войне с провластной пропагандой, которую молодёжь откровенно ненавидит и тем самым вызвать недоверие к тому, что именно СССР принадлежит ведущая роль в этой Победе.

Несмотря на то, что я сам негативно отношусь ко многим провластным действиям, в вопросе сохранения исторической памяти полностью разделю все государственные усилия. Без страшной жертвы советских людей мир принадлежал бы нацистам, – закончил свою мысль Фёдор Викторович.

Иную точку зрения по отношению к онлайн формату высказал Дмитрий Верин-Галицкий, педагог дополнительного образования.

Дмитрий Верин-Галицкий

– Я вырос на книгах и фильмах о Великой Отечественной войне. Это были и произведения, которые мы изучали в школе, и которые я читал сам. Тема войны тогда для меня очень сильно внутренне отзывалась. И сейчас отзывается.

День Победы из всех праздников, которые отмечались в течение года, и были выходными, это был очень скромный праздник. Да, в Хабаровске был парад войск на площади Ленина, и собственно больше ничего грандиозного не было. Но в сознании людей это был День Памяти, который, ну вот так сложилось, находится где-то рядом с родительским днём. Весна. В природе зарождение новой жизни. И мы вспоминаем тех, благодаря кому мы сейчас живём. Это действительно был День Памяти.

Мне очень грустно от того, что в моей стране День Победы стал превращаться в некий кич (халтура, безвкусица — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры – Прим.Авт.). Ведь много проще проводить ура-патриотические показушные акции, чем медленно, планомерно, очень педантично заниматься патриотическим воспитанием детей, подростков, молодёжи.

Потому что патриотизм – это, в первую очередь, внутреннее единение со своей землёй, страной, народом, историей, культурой. Воспитывать патриотизм должно общество – поменяться с самого верху до самого низа. А по-другому не получится. Праздник пройдёт, и всё снова будет так, как было. Изменять общество для этого не нужно, создавать идеологии тоже, просто вложи какие-то деньги и сделай праздник, какую-то PR-акцию, эксплуатируя тему войны и память народа.

Девятого мая обязательно вместе со своей семьёй мы включим телевизор, когда будет минута молчания. Мне это всегда непросто, потому что я едва сдерживаю слёзы. Но выходить на балкон и петь песню «День Победы» я не буду. Для меня это кич, издевательство над историей нашей страны и над памятью тех, чьи тела остались в братских могилах, чьи тела стали прахом в печах концентрационных лагерей, это издевательство над теми, кто прошли через ужасы войны и вернулись искалеченными. И в этом участвовать я не хочу. Мне не нужно никому так демонстрировать свою память. Моя память живёт в моём сердце. И насколько мне удастся, я постараюсь передать её своим детям, – считает Дмитрий Вячеславович.

Поэтому каждый принимает решение самостоятельно, поддерживать ли такой формат акции. Напомним, что по заверениям президента России, как только угроза коронавируса отступит, торжественные мероприятия, в том числе, «Бессмертный полк», обязательно состоятся.

Фото habinfo.ru и скриншоты

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен