Выпускать больше, затрачивая меньше сил и средств, и получать максимальный экономический эффект от каждого сотрудника – не об этом ли мечтает каждый руководитель? Разобраться в технологиях «бережливого производства» компаниям помогает нацпроект «Производительность труда». Зайти в него могут лишь крупные предприятия, с объёмом годовой выручки от 400 миллионов рублей. Недавно участником национального проекта стала компания «Мир упаковки». бережливое производство

бережливое производство

Предприятие приступило к работе в 1997 году. Сегодня это одни из ведущих поставщиков расходных и упаковочных материалов на территории Дальнего Востока и Сибири. В ассортименте – около 6 тысяч позиций, от одноразовых стаканчиков для кофе до бытовой химии. Порядка 10% продукции производят собственными силами на территории Хабаровска и Владивостока, остальное – поставки из разных регионов страны. Ежедневно на склад поступает до 10 контейнеров, товары из которых необходимо разгрузить и поместить на хранение. Не утонуть в разнообразии позиций сотрудникам склада помогает автоматизированная система ВМС. бережливое производство

Директор по логистике Дмитрий Иванов

— Это как 1С в бухгалтерии, — объясняет директор по логистике Дмитрий Иванов. — Система оптимизирует все внутренние бизнес-процессы, чтобы было меньше лишних телодвижений, чтобы были минимальные пробеги – без этого никак. Складская программа регулирует работу сотрудников, знает, где какой товар стоит. Товар заходя сюда отчекивается терминалом, система понимает, что зашел определённый продукт, понимает, куда его поставить и где его взять, если он понадобится. В любой момент можно снять остатки, чтобы увидеть, что есть в наличии и сколько осталось.

Площадь склада – 5400 квадратных метров, зона приёмки продукции работает с 9 утра до 12 ночи. Специалисты обрабатывают и собирают порядка 500 заказов в день, причем как крупных – на несколько сотен тысяч одноразовых бумажных стаканов для кофейни, так и мелких – например, 20 пар перчаток для дачника. бережливое производство

— Всё работает просто: одни сотрудники набирают товар, другие его с зоны приёмки размещают в хранение, спускают для подбора, — поясняет Дмитрий Иванов. — Система и люди здесь работают, как роботы. Оператор погрузчика не выбирает, куда поставить коробки, он просто видит в своём терминале задание, он знает, где взять товар, система по терминалу говорит, где взять и куда поставить – на самый верх подальше, или поставить в зону туда, куда товар постоянно двигается. Он подходит, сканирует штрихкод товара, проверяет - то ли я беру, делает дополнительную проверку и, собственно, набирает этот товар. Если приходы допустим несколько раз в неделю определенной группы товара, то этот товар размещается в центре стеллажа. Всё, что выше второго яруса – это зона длительного хранения. Если товар приходит раз в несколько месяцев, но для ассортимента он нужен продажникам, этот товар автоматически системой планируется для размещения в самый дальний угол, чтобы к нему лишний раз не ездить. бережливое производство

Казалось бы, если система отлажена и работает, как часы, что здесь ещё можно улучшить? Но автоматика тоже может сбоить, срабатывает и человеческий фактор, говорят специалисты регионального центра компетенций в сфере повышения производительности труда.

Елена Стецюк, директор АНО «Региональный центр компетенций Хабаровского края в сфере производительности труда»

— Когда большой оборот, большая компания - конечно, случаются ошибки. И хотя доля ручного труда здесь минимальна, тем не менее, они происходят, — говорит Елена Стецюк, директор АНО «Региональный центр компетенций Хабаровского края в сфере производительности труда». —Есть возвраты товара, то есть когда привезли лишнее, не довезли, придётся довозить что-то. И наше основное направление в этом проекте - оптимизировать этот сбор товара, и посмотреть, что получает наш потребитель, сколько заказал: ожидания и реальность чтобы у него совпали, чтобы это был не «Али-экспресс». Кроме того, есть такое понимание – незавершённое производство. Это когда, например, мы собрали – а на паллете осталось, мы сформировали груз, а его невовремя вывезли. И вот это незавершенное – мы уже сделали, а денег не получили, то есть в продуктовом потоке у нас получилось что-то, за что мы не получили денег. И это тоже нужно сокращать, то есть мы сокращаем время протекания процесса, завершаем незавершенное производство, и смотрим любые процессы, которые можно оптимизировать.

Директор предприятия Виталий Микрюков

Как говорит генеральный директор предприятия Виталий Микрюков – бережуха – наше всё. Сами тоже умеют беречь и время, и деньги, но при системном подходе с помощью специалистов регионального центра рассчитывают получить эффект быстрее. В компании уже задумались о рациональном использовании упаковки и приступили к обратному сбору тары от клиентов. Коробки, в которых доставляют товар, теперь забирают обратно – и это уже пример экономии и бережливого производства. Здесь давно поменяли форму и размер упаковки – чтобы в коробки входило больше товара и не приходилось возить воздух.

— Мы изменили нормирование на складе, — говорит Микрюков. — Вот уже сейчас склад автоматизирован, и система говорит человеку - где что взять, куда нести и где разместить. Теперь, скорее всего, внутри комплекса будут разработаны другие механизмы движения, маршруты движения сотрудников. Может быть товар будет размещен по-другому, чтобы наиболее часто употребляемый размещался в часто используемых местах, ближе к выходу, например. И мы стали ещё эффективнее для наших клиентов.

Россия с 2025 года будет постепенно отказываться от одноразовых товаров из пластика и упаковки. Об этом на Петербургском международном экологическом форуме заявила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко. Для этого нужно переходить на производство товаров из вторсырья, использовать «зелёные» технологии. А готовы ли за это платить потребители?

— Не думаю, что человечество может полностью отказаться от одноразовой посуды, давайте так, по-честному, — говорит Виталий Микрюков. — Скорее всего, будет более экологичная упаковка. Но в рамках того, что сейчас происходит, экологичная - она пока дорогая слишком, её клиенты не выбирают. Она есть и используется широко во всем мире, но в России ее пока достаточно мало. Мы тоже привозим и показываем, она есть, пользуйтесь, берите – но выбор клиентов пока за экономию, и на экологию они пока не особо смотрят.

Мария Полякова Фотографии: Дмитрий Волков


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен