Мы продолжаем цикл статей о том, где можно побывать и что посмотреть в Москве. В этот раз наш путь лежит в Музей уникальных кукол, оставивший какое-то двоякое впечатление.

С одной стороны, было очень интересно окунуться в историю игрушки. В музее собраны действительно уникальные антикварные куклы из России, Франции, Голландии, Великобритании, Германии и даже Японии конца XIX — начала XX веков. Всего около 6000 экземпляров.

С другой — было немножко жутковато. Иногда казалось, что это не ты рассматриваешь кукол, а они следят за тобой взглядом с многочисленных полок и витрин. И почему-то вспоминались мистические хорроры «Кукла» и «Кукла 2: Брамс». Наверное, всё дело во взгляде пусть неподвижных, но человеческих глаз.

Из истории музея

Музей уникальных кукол открылся в 1996 году театральной художницей и коллекционером Юлией Вишневской. Как-то, разбирая театральный реквизит, среди старых вещей она нашла антикварную куклу. Именно с неё и началась удивительна коллекция кукол середины ХІХ начала ХХ в.в., которая легла в основу музея.

Тогда, на рубеже эпох и веков во многих странах создавались шедевры из фарфора, дерева, воска и других материалов. И ценились куклы не меньше, чем ювелирные украшения. Кукла считалась не просто игрушкой, а настоящей ценностью, которую передавали из поколения в поколение. Девушки выходили с ними в свет, как с самым модным аксессуаром.

Сегодня музей пополняется благодаря добровольным дарителям, которые хотят, чтобы их фамильные реликвии обрели новую жизнь. При необходимости экспонаты реставрируются, для кукол шьют одежду в соответствии с эпохой и модой той страны, откуда она родом.

Есть в музее и различные атрибуты — кукольные домики, миниатюрная мебель и предметы быта, посуда и даже целые столовые сервизы. Все они из той эпохи и ничем не отличаются от настоящих. И что примечательно — функциональны. На миниатюрной швейной машинке действительно можно шить. Разогретый настоящими угольками игрушечный утюг отлично гладит. А на печи, если разжечь в ней из щепок огонь, можно приготовить вполне съедобный суп в миниатюрной кастрюльке или сделать жаркое.

Почему они живые?

В середине ХІХ — начале ХХ веков кукла была маленькой копией настоящей барышни или мальчика: так же одевалась, так же украшалась бижутерией и даже ювелирными изделиями. Кроме того, для кукол производилось множество разнообразной одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, аксессуаров, ничем не отличимых от настоящих.

Такую большую, тяжелую куклу могли себе позволить только очень обеспеченные семьи. Стоила она как хорошая корова, а то и две.

В те времена детям богатых влиятельных людей разрешали дружить только с равными им по статусу. А так как в состоятельных семьях воспитывались один-два, максимум трое детей, общаться особо было не с кем. А дальние расстояния не особо благоприятствовали частому выезду в свет. Ростовые куклы исполняли роль друзей и компаньонов. С ними пили чай, обучались этикету и даже танцевали. Они были верными слушателями и хранителями детских тайн.

Мастера называют это время Золотым веком кукольной промышленности. Потому как ни до, ни после не делали такие детально проработанные игрушки.

Знаете, почему у этих кукол такой живой взгляд? Кукольные глаза производились на фабриках, изготавливающих глазные протезы для людей. А парики выполнялись из натуральных волос (иногда — из мохера).

Куклы изготавливались вручную конвейерным методом. Каждый мастер выполнял свою часть работы. Кто-то занимался изготовлением фарфоровых голов, другие делали тончайшую роспись лица. Отдельно устанавливали стеклянные глаза, зубы, парики. И только потом собирали куклу и шили специально для неё одежду.

В Европе в кукольных производствах были задействованы целые деревни и даже области. Практически все промышленные отрасли того времени выпускали продукцию не только для людей, но и для кукол.

Фабрики российских кукол находились поначалу в Царстве Польском, но с 1914 года стали открываться и на территории современной России. Например, производство «Журавлев и Кочешков», чья кукла стоила почти как годовая зарплата рабочего.

Циркачка Суок

Один из самых примечательных экспонатов музея — кукла Суок, знакомая всем по фильму «Три толстяка» (6+), снятого по одноимённой книге Юрия Олеши. Фильм вышел на экраны в 1966 году, и зрителей сразу покорила юная циркачка Суок. А девочки стали мечтать о такой же большой кукле, как и у юного наследника Тутти.

Суок — кукла действительно большая, как настоящая 10-11-летняя девочка. Она создана первым советским мастером-кукольником Валентиной Малахиевой в 1965 году по образу и подобию 12-летней Лины Бракните, сыгравшей роль Суок. На самом же деле таких кукол две: одна «парадная», вторая — «каскадёр». Это было необходимо, ведь во время съемок кукла падала из окна, валялась в грязи, плавала в озере...

В музее хранится кукла, которую отреставрировала её создательница Валентина Малахиева. Вторая Суок находится в личной коллекции Юлии Вишневской.

Кстати, а вы знаете, что у девочки Суок есть реальный прототип, но... мальчик?

Юрий Олеша взял этот образ из своего детства. Когда ему было 13 лет, на одном из представлений в цирке он увидел безумно красивую девочку-гимнастку. Она выступала с номером, изображая механическую куклу, и при этом выполняла довольно сложные гимнастические элементы.

Ей тоже было примерно 12-13 лет, и Олеша в неё влюбился до беспамятства! Это была первая детская любовь в жизни мальчика. Все деньги, которые ему удавалось добыть, он тратил на походы в цирк и кидал к её ногам букеты цветов, которые тайком рвал в городском парке.

И вот однажды он, наконец, осмелился с ней познакомиться. Сразу после представления обошёл здание цирка и решил подождать её возле служебного входа. Юноша приготовил букет и отрепетировал речь со своим признанием в любви.

И тут она неожиданно вышла из дверей. В цирковом платье и в голубых колготках, но с умытым лицом и без парика. И Олеша увидел, что это, оказывается, мальчик! Тот привычным движением достал из пачки папиросу и закурил. Потом, наконец, обратил внимание на остолбеневшего Олешу, который не мог оторвать от него удивлённый взгляд. Циркач ухмыльнулся и, сплюнув сквозь зубы с улыбкой сказал: «Ну, чего уставился? Давай свои цветы».

Такое потрясение и крушение первой любви Олеша не мог забыть всю свою жизнь. Но когда он писал роман о толстяках, то описал Суок именно такой, какой помнил с детства — ловкую, гибкую и безумно красивую цирковую девочку.

Не бросайте, люди, кукол

Музей уникальных кукол расположен в небольшом помещении, но бродить здесь можно часами. Рассматривать, знакомиться с историей. При этом вовсе не нужно иметь под рукой телефон, чтобы слушать экскурсовода, скачав QR-код, как во многих музеях. Прочитать об экспонатах можно на специальных листах, которые вам выдадут при покупке билета (на выходе листы возвращаются кассиру).

Каждый взрослый, зайдя сюда, становится ребёнком. Вспоминает своё детство и любимые игрушки. Они есть у каждого — потрепанные, с разукрашенными шариковой ручкой лицами, с оторванным ухом или стриженными неумелой детской рукой волосами, но самые любимые. Кто-то сохранил своего друга и взял с собой во взрослую жизнь. А кто-то, как я, потерял по дороге.

В музее я вспоминала свою любимую куклу Марту. Её мне, ещё маленькой, привёз дед Фёдор Петрович Божко из московской командировки. Она лежала со мной в многочисленных больницах, утешала, когда я плакала. Я сшила для неё своё первое платье на школьных уроках труда. Вот только в институт с собой я её не взяла. Марта перекочевала на чердак, а потом её просто выбросили со всем хламом, что там накопился...

В конце 90-х на экраны вышел клип на один из самых популярных хитов группы «Иванушки International» «Кукла». В 1997 году эта песня стала лауреатом премии Золотой граммофон.

И далеко не многие знают, что посвящена эта песня создателю Музея уникальных кукол Юлии Вишневской. В клипе сняты многие куклы из её коллекции, а Юля играет в нём саму себя — доброго мастера, спасающего забытых кукол...


Добраться до Музея уникальных кукол легко, так как расположен он в центральной части Москвы: ул. Покровка, 13, стр. 2.

Один из самых удобных маршрутов, которым воспользовались и мы, — на метро. Ближайшая к музею станция — Китай-город (6 (оранжевая) и 7 (фиолетовая) линии). Идем по Маросейке вниз, Маросейка переходит в Покровку. И никуда не сворачиваем до нужного адреса.

Добраться можно и наземным транспортом — на трамвае или автобусе. Трамвайные маршруты №№ 3, 39 и А выходят к улице Покровка, где и находится музей. Остановка называется «Покровские ворота». От нее до музея пара минут пешком. Автобусные маршруты №№ м3, м3к, н3 и н15 останавливаются чуть дальше. Остановка также называется «Покровские ворота».

Узнать о работе Музея уникальных кукол можно на его официальном сайте.

В ТЕМУ:
Московские прогулки: необычные маршруты. Музей анимации

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен