Новые технологии, безусловно, влияют на жизнь людей серебряного возраста. Почти все поколение, которому за 60, 70, 80 и даже 90 лет, активно осваивает гаджеты, интернет, с удовольствием общается между собой в соцсетях. Но одновременно такое активное общение посредством «искусственного разума» может нести немало опасностей — киберопасностей.

Чтобы обезопасить себя и свои деньги, за которыми охотятся кибемошенники, нужно знать врага в лицо. С этой целью Центр общения старшего поколения отделения Социального фонда России по Хабаровскому краю и ЕАО проводит занятия по кибербезопасности для пенсионеров. Решила подковаться знаниями и я.

Оказалось, что таких желающих немало. Перед занятиями даже удалось немного пообщаться.

— Осваиваю телефон, мои близкие все занятые, работают, воспитывают детей, им не до меня. Хочу сама разбираться в своем гаджете, — поделилась планами сидящая рядом со мной седовласая женщина.

Поддерживая разговор, другая соседка говорит, что у нее случай еще сложнее: дети и внуки проживают в других городах, и у них тоже на все не хватает времени — работают, учатся. Созваниваются родные с бабушкой только в выходные. А отставать от жизни не хочется. Так что она тоже благодаря таким занятиям пытается получить компьютерные знания, научиться общаться на ты с ноутбуком и смартфоном.

И действительно, занятия по кибербезопасности в Центре общения старшего поколения оказались чрезвычайно полезными. Постараюсь поделиться с читателями «Хабаровского пенсионера», как сама это поняла.

Фото: Ольга Демиденко

Звонят — что делать?

Пенсионеры сегодня сталкиваются с серьезными вызовами. Взять хотя бы смартфоны. Например, звонят с незнакомого номера — стоит ли отвечать? А то еще звонят и сбрасывают вызов. Для чего?

Такой звонок и сброс вызова могут быть связаны с мошенничеством и спамом, говорит специалист по кибербезопасности Екатерина.

У злоумышленников несколько причин так поступать. Они могут проверять номера на активность. Спамеры и мошенники покупают готовые базы, в которых собраны номера пользователей и минимальная информация по их владельцам. После получения базы они обзванивают номера по списку и проверяют, возьмёт ли кто-нибудь трубку. Если владелец номера ответил на звонок или перезвонил, номер помечается как активный.

Многие абоненты, увидев пропущенный вызов, думают, что не ответили на важный звонок, поэтому тут же перезванивают. В результате они попадают на платный номер, а с их баланса может списаться достаточно крупная сумма.

Предварительный звонок со сбросом помогает злоумышленникам понять, насколько жертва легко идёт на контакт — если она перезванивает из интереса и не проявляет осторожности, у мошенников больше шансов на неё повлиять.

Поэтому перезванивать на незнакомые номера опасно. Если злоумышленники действительно проверяют базу на активность, вам достаточно ответить или перезвонить один раз, чтобы спровоцировать их на нескончаемый поток дальнейших звонков.

Если абонент не может позволить себе игнорировать звонки от незнакомцев, можно воспользоваться виртуальными секретарями, мобильными определителями или ручной проверкой номера на специализированных сайтах.

Фото: pxhere.com

Еще бывают звонки, связанные с рекламой. По закону компании не могут рекламировать свои товары или услуги по телефону без предварительного согласия абонента. Если пользователь сам перезвонит на такой номер, рекламщики могут рассказать ему о своих предложениях, не опасаясь обвинений в нарушении прав потребителей.

Взломали «Госуслуги»

— Что делать, у меня взломали страничку в «Одноклассниках», я ее удалила, а если такое произойдет на «Госуслугах»? — спрашивает одна из пенсионерок, пришедшая на занятия.

Итак, какие наши действия в этих случаях?

Если взломали справочно-информационный портал «Госуслуги», рекомендуется незамедлительно предпринять защитные шаги, отвечает специалист и перечисляет их.

1. Сменить пароль. Если есть возможность зайти в профиль, нужно открыть раздел «Безопасность» и установить новый сложный вариант.

2. Выйти из аккаунта на всех устройствах. Это перекроет мошенникам управление с других устройств.

3. Перепроверить контактные данные. Нужно убедиться, что указаны актуальные телефон и электронная почта. Если они изменены, следует восстановить контакты, указав свои данные. При необходимости нужно подтвердить изменения с помощью кода СМС.

4. Проверить активность в учётной записи. В разделах «Заявления» и «Действия в системе» следует посмотреть, какие услуги запрашивались от имени пользователя, и на каких сайтах происходила авторизация через «Госуслуги». Если обнаружены действия, которых не было совершено, нужно зафиксировать их, сделав скриншоты.

5. Связаться с техподдержкой «Госуслуг». Можно позвонить на горячую линию по номеру 8-800-100-70-10.

6. Написать заявление в полицию. В нем нужно описать все обстоятельства взлома, указать время, характер действий злоумышленников и приложить скриншоты, подтверждающие факт взлома. После подачи заявления следует сохранить талон-уведомление, который пригодится при дальнейших разбирательствах.

7. Также можно обратиться в ближайший центр обслуживания «Госуслуг» (МФЦ), взяв с собой паспорт и СНИЛС. Там помогут восстановить доступ к аккаунту или временно заблокировать учётную запись.

Безопасный пароль

А еще на занятиях по кибербезопасности в Центре общения старшего поколения при Социальном фонде России по Хабаровскому краю и ЕАО мы узнали, как придумать надежный пароль для защиты своих данных.

Хороший пароль может состоять из 12 или более знаков, содержать в себе строчные и прописные латинские буквы, цифры и символы.

Для надежного пароля можно придумать словосочетание и записать его русскими буквами на английской раскладке или выбрать любую легко запоминаемую фразу и записать ее, используя латинские маленькие и большие буквы, часть букв заменить идентичными цифрами и символами.

И, конечно, пароль не должен разглашаться друзьям, соседям, коллегам и даже службе поддержки.

Вот сколько мы полезного узнали!

Фото: Екатерина Подпенко

Конечно, современные технологии упрощают нам, людям в возрасте, жизнь. Мы уже сами уверенно оплачиваем коммунальные услуги через терминалы в банках или через свой банк-онлайн, заказываем товары в интернет-магазинах, переписываемся, обмениваемся фото через мессенджеры. Но сегодня остро встает вопрос о цифровой безопасности. И посещение таких занятий нам всегда в помощь. Как говорится, предупрежден — значит вооружен.

18+

В ТЕМУ:
Азбуку интернета осваивают хабаровчане

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен