Русско-японская война 1904 – 1905 годов стала одной из крупнейших войн Российской империи за её дальневосточные владения. Обе стороны стремились отстоять свои колониальные интересы: Россия желала сохранить своё влияние на территории Китая и Кореи, и незамерзающие порты Южно-Китайского моря, Япония – умерить свои потребности быстро растущего индустриального государства за счёт ресурсов Китая и Кореи, пока что находящихся под влиянием северного соседа. Столкновение было неминуемо.

Положение России на Дальнем Востоке осложнялось большим расстоянием этого региона от политического и промышленного центра страны. Поэтому и вопрос защиты дальневосточных рубежей стоял очень остро.

Российская империя в данной войне потерпела поражение и потеряла часть своей территории, подписав Портсмутский мирный договор. Данный договор утратит свою силу, но уже после после поражения Японии во Второй мировой войне.

Русско-японская война 1904-1905 годов. Источник: vokrugsveta.ru

Силы России на Дальнем Востоке

Интересы России в Забайкалье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к 1904 году из 1 миллиона 135 тысяч человек кадрового состава защищало всего 2 армейских корпуса в 98 тысяч человек, и около 24 тысяч пограничников. Эти силы были разбросаны на большом протяжении и не могли надеяться на быстрое пополнение потерь за счёт местных мобилизационных ресурсов (из-за малой численности населения). Единственным же путём пополнения потерь могли быть призывники с западных областей, доставляемые по Транссибу.

Обороноспособность страны на Дальнем Востоке обеспечивал также Тихоокеанский военно-морской флот, который насчитывал: 63 боевых корабля, в том числе 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 лёгких крейсера, 27 эсминцев, 10 миноносцев, 2 минных крейсера, 6 канонерских лодок, базировавшихся в портах Владивостока и Порт-Артура.

Эскадренный броненосец «Петропавловск». Источник: newsvo.ru

Одним из самых оснащённых судов Тихоокеанской эскадры был броненосец «Петропавловск», спущенный на воду в октябре 1897 года в Санкт-Петербурге. 5 октября 1899 года он отправился на Дальний Восток и к началу марта 1900 года прибыл в Порт-Артуре.

С декабря 1901 года командование над броненосцем принял капитан 1-го ранга Н. М. Яковлев. 9 октября 1902 года броненосец «Петропавловск» стал флагманским кораблём, на котором поднял свой флаг командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал О. В. Старк.

Однако после печальных последствий внезапного нападения японцев на русские суда контр-адмирала О.В. Старка отстранили от командования эскадрой и уже 1 февраля 1904 года в Порт-Артур прибыл вице-адмирал С.О. Макаров. 27 февраля новый командующий поднял свой флаг на броненосце «Петропавловск».

«Его воспевали даже враги…»

Степан  Осипович Макаров - опытный флотоводец, научный деятель, изобретатель, прекрасно знавший особенности плавания в водах Тихого океана. Он родился в семье прапорщика, в г. Николаев (на Украине) в 1849 году.

Макаров познал службу «изнутри», начав с самых низов. В 1865 году он окончил Николаевское морское училища в Николаевске-на-Амуре, в 1867 году поступил в Морской кадетский корпус, в 1869 году – в составе Балтийского флотского экипажа получил звание мичмана.

Морской кадетский корпус, г. Санкт-Петербург. Источник: runivers.ru

Всю свою жизнь он реализовывал одну идею, - повысить «живучесть» корабля в экстремальных условиях. Она же, в свою очередь складывалась из многих вещей, - качественного обучения моряков, уменьшения количества деревянных предметов на палубе корабля, разделения корабля на водонепроницаемые отсеки, использовании магистральных трубопроводов и мощных помп, пластырей для заделки пробоин.

Макаров получил известность и благодаря своим гидрологическим работам в проливе Босфор, кругосветными плаваниями, постройками по собственному проекту на верфях в Ньюкасле к 1898 году первого ледокола «Ермак» и командованием им во время экспедиции 1901 года к земле Франца Иосифа, изобретением батометра, изучением специфики постановки и траления мин, внедрением радиостанций и радиоразведки на Тихоокеанской эскадре и т.д.

Ледокол «Ермак», 1898 год. Источник: udipedia-live.ru

После вступления Степана Осиповича в командование эскадрой на ней резко увеличилось число учебных тревог экипажей, корабли были приведены в боевую готовность, приняты меры, направленные на тесное взаимодействие между сухопутными войсками, оборонявшими Порт-Артур и флотом.

Эти меры, предпринятые во-многом по инициативе нового командующего эскадрой, повысили боевую выучку личного состава, позволили смелее выходить в море. Уже 9 марта русская эскадра вела двухчасовой артиллерийский бой практически со всем японским флотом. Вскоре эскадра отбила попытки японцев закрыть ей выход из Порт-Артурской гавани с помощью затопления брандеров.

Адмирал Х. Того. Источник: armystandard.ru

Эта война стала первой, в ходе которой обеими сторонами массированно использовались минные постановки на море. После безуспешных попыток блокировать русскую эскадру в Порт-Артурской гавани пароходами-брандерами, японским адмиралом Х. Того был предпринят новый тактический замысел. Суть его заключалась в том, чтобы скрытно поставить напротив выхода из гавани минное заграждение и выманить при помощи отряда крейсеров – «приманки» силы русской эскадры.

Мины были выставлены японцами в ночь с 30 на 31 марта минным заградителем «Корю Мару» под прикрытием четырёх отрядов миноносцев. Они были обнаружены, но ошибочно приняты Макаровым за 8 русских миноносцев, накануне отправленных в ночной поиск в районе островов Элиот.

Хронология трагедии

В 05.50 минут, по разработанному ранее Макаровым плану, после доклада командира миноносца «Смелый» М. К. Бахирева о нападении японцев на «Страшный», на внешний рейд Порт-Артура был выведен крейсер «Баян» под командованием капитана I ранга Р. Н. Вирена.

В 06.15 минут утра миноносец «Страшный», попавший ранее в засаду, после полуторачасового боя пошёл ко дну.

Миноносец «Страшный». Источник: fleetphoto.ru

В 07.00 узнав о бое русских миноносцев с японским флотом и о том, что на подходе к Порт-Артуру в этот момент героически погибает миноносец «Страшный», Макаров, не ожидая выхода всех кораблей эскадры, повёл броненосцы «Петропавловск» и «Полтава» и 4 крейсера к месту гибели миноносца «Страшный», успешно миновав при этом минное поле. Идя на предельной скорости, крейсер «Баян» отогнал противника от места гибели «Страшного» и подобрал пятерых моряков. Также в бой с японцами вступили орудия «Петропавловска». Японские суда отошли на восток и вскоре оттуда показались главные силы японского флота.

«Баян» выходит из внутреннего рейда Порт-Артура на выручку миноносцу «Страшный», 31 марта 1904 года. Источник: alternathistory.com

Осознав всю опасность положения, русские силы повернул к Порт-Артуру. По пути следования к ним присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего Макаров приказал вновь идти на сближением с противником. На мачте «Петропавловска» взвился сигнал «миноносцам войти в гавань» и броненосей на малом ходу начал поворот вправо. В этот момент он находился в районе полуострова Тигровый Хвост.

Подробную информацию о произошедшем далее даёт нам флаг-офицер штаба командующего флотом В. П. Шмидт: «Подойдя к журналу, я стал записывать: "В 9 ч 43 мин – сигнал:…" – успел я лишь набросать, и вдруг послышался глухой сильный удар. У нас троих (капитана 2-го ранга Кроуна, сигнальщика и у меня) сорвало фуражки, и в одно мгновение стол, диван, шкаф с книгами и картами – все обратилось в груду обломков, циферблат с механизмом был вырван из футляра часов.

С трудом удалось высвободиться, и мы бросились к правому выходу из рубки на мостик. "Петропавловск" сильно кренился на правую сторону и настолько быстро погружался, что, стоя на твердом мостике, казалось, не имеешь опоры и летишь с головокружительной быстротой куда-то в бездну. Это чувство было очень неприятно.

Говорить, конечно, нельзя было из-за рева пламени, воды, постоянных взрывов и всеобщего разрушения. Выскочив на правую сторону мостика, мы увидели впереди себя море пламени: удушливый едкий дым почти заставлял задохнуться. Здесь я заметил фигуру адмирала, стоявшего спиной ко мне. Как думают те, кто хорошо знал адмирала, он прошел вперед, сбросив с себя пальто, чтобы узнать, что случилось, и вот можно предположить, что он был оглушен или убит одним из сыпавшихся обломков.

Только несколько секунд пробыли мы здесь и, опять с трудом перебравшись через деревянную рубку, еще каким-то чудом не разрушенную, мы с большими усилиями добрались до левого крыла мостика, так как крен на правую был уже очень велик.

Тут я увидел флагманского штурмана подполковника Коробицина, флаг-офицера мичмана Яковлева, еще нескольких офицеров, которых не помню, и много сигнальщиков, прыгавших с мостика вниз на крышу левой носовой 6-д. башни, и паровой катер, а оттуда в воду. Мимо меня, мне показалось, прошел великий князь Кирилл Владимирович. Мичман Яковлев старался хотя немного удержать команду.

Я взглянул наверх: надо мной стоял столб желто-черного дыма, который у меня прямо врезался в память. Рядом со мной обломком, которые сыпались вокруг, ударило по голове капитана 2 ранга Кроуна, он упал и больше не поднимался.

Посмотрел я на корму: шканцы, казавшиеся высоко над мостиком, усеяны людьми, которые без всякою удержа сплошною живою рекою бросались за борт, попадая в работавшие до последнего взрыва винты и между обломками.

При виде такой картины сердце сжалось от ужаса.

Несмотря на общее стихийное стремление броситься в воду, у меня явилось твердое ясное сознание, что этим я погублю себя: слишком много выступающих частей – орудий, мостиков и т.д., которыми меня может накрыть.

В это время мостик уже был под водой, которая доходила мне до груди. Значит, успел я только выскочить из рубки, пробраться на крыло мостика, посмотреть вверх и назад, как очутился уже под водой…

На мне была меховая тужурка, мех еще не успел пропитаться водой, и она меня вынесла на поверхность.

Выплыл. Нашел рядом деревянную дверь от моей рубки; подплыл к ней. Попробовал, выдержит ли она – выдержала. Лег на нее и, помню, стал отхаркиваться кровью и стонать. Немало воды я наглотался.

Посмотрел вокруг: от «Петропавловска» никаких следов; несколько обломков – вот и все. Много плавающих людей, раненых, коченеющих (в воде было 5°). Услыша общий непрерывный стон этих людей, я сам замолчал.»

Гибель броненосца «Петропавловск», 31 марта 1904 года. Источник: shoehanger.livejournal.com

Позже официальное расследование выявит, что в 09.43 с правого борта «Петропавловска» раздастся взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Он приведёт к детонации хранящегося там боезапаса. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Фок-мачта, падая, разворотила командирский и ходовой мостики.

От последствий взрыва броненосец погрузился в воду носовой частью. Что в свою очередь, привело к взрыву котлов, после которого «Петропавловск» разломился на две части и ушёл под воду.

К месту гибели судна почти сразу же стали подходить шлюпки с других судов, которые подбирали плавающих в воде людей, участь их была незавидна. Им довелось пережить взрывы на судне и его уход на дно. Но самое трудное было ещё впереди… Вода… Та, в которую, стремясь найти спасение, с палубы броненосца прыгали моряки. Теперь она стала их врагом. Температура воды в тот день составляла всего около 5 градусов и плавающих в воде людей ожидало переохлаждение.

Поскриптум

Необходимо отметить, что личный состав «Петропавловска» во многом был представлен офицерами и матросами, которые не были коренными дальневосточниками. И взрыв злополучной мины принёс несчастье во многие семьи Московской, Тверской, Саратовской, Курской, Воронежской и иных губерний России.

Храм Спас на Водах. Источник: zebra-tv.ru

Всего в ходе спасательных действий на месте гибели судна удалось спасти 80 человек, в том числе и командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева и начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича. В этом бою погибли вице-адмирал С. О. Макаров, 10 штабных офицеров, 17 или 18 корабельных офицеров, 620 – 652 (данные рознятся) нижних чина, художник – баталист В. В. Верещагин. Гибель «Петропавлавска» и смерть вице-адмирала С. О. Макарова болезненно сказалась на настроении моряков эскадры и гарнизона, обороняющего крепость Порт-Артур. С его гибелью 1-я Тихоокеанская эскадра перестала вести активную борьбу на море, что, в свою очередь, способствовало поражению Российской империи в этой войне.

Народная память сохранит память о любимом вице-адмирале в названии городов, улиц, в том числе и в Хабаровске, высших учебных заведений и кораблей.

10 августа 1911 года в Санкт-Петербурге был освящен нижний храм «Спаса на Водах», строительство которого завершилось отчасти и благодаря пожертвованиями вдов моряков, погибших в русско-японской войне 1904–1905 годов. 13 августа был освящен и верхний храм. На его стенах были размещены таблички с наименованиями судов и сражений, в которых они принимали участие с поимённым перечнем членов экипажа. В 1932 году храм был взорван. А многие моряки навсегда остались безвестными. Но это, - уже совсем другая история…

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен