50 лет назад энтузиасты со всей страны рванули в Сибирь строить БАМ! Ехали за романтикой и мечтой, жили в тайге, в строительных вагончиках, быстро возведенных общежитиях, сражались с полчищами комаров, находили любовь, женились, рожали детей.

Прокладывать трассу предстояло по совершенно безлюдной местности и в тяжелейших условиях. Строителей «встретил» целый «букет» жестких природных явлений: суровый климат, сложный рельеф, скалистая порода, тысячи рек — в том числе Ангара, Лена и Амур, горные хребты, болота, мари, вечная мерзлота, наледи, подвижные каменные завалы-курумы. Сейсмическая опасность района — 10-12 баллов.

К юбилею Байкало-Амурской магистрали в Центре общения старшего поколения отделения социального фонда России по Хабаровскому краю и ЕАО состоялось заседание клуба любителей мемуаров, организованное Госархивом Хабаровского края.

Ведущий археограф Государственного архива Хабаровского края Сергей Богданов рассказал собравшимся об архивных документах, посвященных возведению одной из важнейших транспортных артерий Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1970-1980-е гг. Участники мероприятия познакомились с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», фотографиями, запечатлевшими строителей станций и мероприятия, связанные с открытием движения по БАМу в 1984 году.

Даешь БАМ!

О железной дороге, которая протянулась бы через всю страну, задумались еще в XIX веке. Правительство несколько раз снаряжало экспедиции на северо-восток, но все они приходили к выводу: из-за суровых природных условий и непроходимой местности прокладка невозможна.

Тем не менее после Русско-японской войны железная дорога от Байкала до Амура стала жизненной необходимостью. Приступили к планированию, но помешала Первая мировая. К проекту вернулись в конце двадцатых годов, когда Китайско-Восточную железную дорогу захватили китайцы.

Само название магистраль получила в 1930 году, когда неутомимый исследователь Владимир Арсеньев представил программу развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, предусматривающую строительство железнодорожных линий. И руководством Советского Союза 25 апреля 1932 года было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги.

В фондах регионального Госархива есть картограмма исследовательских работ, проведенных перед строительством магистрали.

В 1932-м Совнарком выпустил постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». На работы отправили заключенных. И опять война. Проект заглох.

Среди магистралей, которые строились в 30-40 годы XX века на Дальнем Востоке необходимо отметить линии: Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре. В довоенные годы также была построена линия Известковая — Ургал. Велось строительство железнодорожной линии, связывающей Комсомольск-на-Амуре с Советской Гаванью, движение по ней открылось в 1945 году. Эти магистрали можно выделить, как первый этап строительства БАМа.

В конце 1940-х по бамовскому маршруту Тайшет — Усть-Кут наконец пустили первый состав. Но климат по-прежнему был суров, а рабочих рук не хватало. В итоге к созданию БАМа подтолкнула замаячившая на горизонте новая война — пограничный конфликт на острове Даманский в 1969-м. Через пять лет БАМ объявили «всесоюзной комсомольской стройкой».

«Даешь БАМ!» — обратился Леонид Брежнев к молодежи.

Комсомольцы ответили «Есть!» и прямо из зала съезда отправились на вокзал.

От редакции:
  • Пограничный конфликт на Даманском - ссылка;
  • Пограничный конфликт на Даманском: смертельная схватка - ссылка;
  • Пограничный конфликт на Даманском: подвиг, победа... последствия - ссылка.

Моя мечта сбылась

В Центре собрались люди, участвовавшие в строительстве БАМа. При воспоминаниях о том времени у директора Хабаровского регионального отделения общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» Валерия Криворотого появляются юношеский задор в голосе и блеск в глазах.

— Мое поколение было воспитано в духе патриотизма. Все стройки в стране проходили с участием молодых людей. И когда в 1965 году на трассе Абакан-Тайшет был забит «серебряный костыль», что означало окончание большой стройки, в которой принимали участие комсомольцы, мне было жалко, что не успел принять в ней участие. Но в апреле 1974 года по радио услышал о строительстве БАМа. Состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Мне тогда было 24 года. Желание участвовать в строительстве магистрали было огромное. Хотелось, чтобы с самого начала кирпичик моего труда лег в фундамент стройки.

Родом Валерий Викторович с уральского города Полевской, где жил и писал сказки писатель Павел Бажов. Родители героя железнодорожники, Виктор Григорьевич и Антонина Васильевна Криворотовы с 1948 года работали на электрификации железных дорог, в том числе на участке Москва — Байкал. Они то и повлияли на выбор профессии сына. В 1972 году он окончил Хабаровский железнодорожный институт, факультет электрификации железных дорог, где была военная кафедра. После института полагалось три года отработать, и по распределению от попросился на трассу Абакан-Тайшет, чтобы как-то приблизить свою мечту. Через два года его призвали служить в армию, распределили в железнодорожные войска и в составе 98-го отдельного путевого батальона отправили строить Байкало-Амурскую магистраль.

Люмила и Валерий Криворотовы

— Приехали мы в поселок Февральск Амурской области 1 сентября 1974 года. Висит плакат: «Тайшет-Абакан, что построено вами, сегодня для нас — легендарная даль, а мы пронесем сквозь тайгу, словно знамя Байкало-Амурскую магистраль». Моя мечта сбылась! Тайга слева, тайга справа. Три роты батальона ушли в тайгу строить палаточный городок с запасом сухого пайка на трое суток. Одновременно со строительством городка прорубилась просека и отсыпалась автодорога. Обеспечением питания, техникой, инструментами занимались четвертая и пятая технические роты, я был в составе четвертой.

Школа жизни

Так начался основной этап строительства магистрали. Стройка в сложных климатических условиях — это экстремальная ситуация, которая позволяет высветить человека, раскрыть его характер. Нештатных ситуаций у нашего героя было немало.

— Все начиналось с палаток, а позже мы стали готовить площадки для передислокации других батальонов, устанавливать вагончики для штаба бригады. А обеспечить их электричеством приказали мне, молодому офицеру. Кабель есть, а изоляционного материала нет. Думай, говорю себе, во время войны связисты, чтобы восстановить связь, провода зубами соединяли. И я вспомнил, что в автомобильной роте есть автомобильные покрышки. Из камер нарезал резиновые полоски, заизолировал каждую жилу, все соединения объединил в муфту и развесил по сучкам деревьев. Вечером докладываю командиру: «Ваш приказ выполнен!», «Молодец!» похвалил он меня.

Трудностей было немало. Для строителей магистраль была серьезной школой жизни. Пo последним подсчетам, зa всю историю большой стройки в ней yчacтвoвaлo около двух млн человек, больше половины — молодежь дo З0 лет. Валерий Викторович еще воспоминает:

— Мы готовили площадки для других батальонов, строили госпиталь, школу, котельные, теплотрассы. Мне, как инженеру-электромеханику, поручили построить линию электропередачи и к 7 ноября подать электроэнергию в поселок. Подобный опыт у меня был еще со студенческих строительных отрядов. Спрашиваю у солдат: «Кто работал электриком?» — никто не работал. Поэтому вечером приходил в палатку к солдатам, ставил изолятор на душку кровати и показывал, как провода надо крепить, обматывать в разные стороны. Покажу и говорю: «Выполни сам». Солдат выполняет, бывает, с ошибками. Говорю: «Там, на высоте, тебе никто не подскажет, давай переделывай». Так и учились. В первый день, установили семь опор линий электропередачи, на второй — десять, на третий 17. И не к 7 ноября, а раньше, к 29 октября, ко дню комсомола, электроэнергия пришла в поселок Февральск.

Не только рельсы в два ряда

Тот, кто начинал эту дорогу с нуля, знает, что дорога это «не просто рельсы в два ряда», а сама жизнь со своими сложностями, потерями и радостями. Такая радость случилась и у Валерия Викторовича — на магистрали он встретил свою вторую половинку.

Стройная, белокурая Людмила работала старшим бухгалтером в воинской части. Напротив штабного вагончика, где располагалась бухгалтерия, Валерий Криворотый вместе с другими солдатами строил клуб. Молодой лейтенант сразу приметил симпатичную девушку, потом встретил ее в столовой, а затем на танцах в уже построенном клубе. Познакомились, стали встречаться, а через год решили расписаться. Пришли в администрацию поселка подавать заявление, спросили, сколько времени надо ждать? Специалист им говорит, что все знают, что вы встречаетесь, давайте я сразу зарегистрирую ваш брак. Было это 16 сентября 1976 года.

Несмотря на бытовые неудобства, зимы девять месяцев в году, вечную мерзлоту, мошку летом, молодая семья привязались к суровому краю. Все это скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими людьми. После окончания в 1976 году военной службы, Валерий Криворотый еще три года работал в Февральске, а потом вместе с семьей переехал в Тынду.

Восемнадцать лет Валерий Викторович возглавлял Тынденскую дистанцию электроснабжения. Предприятие всегда было в числе передовых. За трудовые заслуги Криворотов награжден почетными грамотами, благодарностями, памятными часами министра путей сообщения. Среди самых дорогих наград — знак «Почетный железнодорожник».

— Получил я эту награду в 1998 году за спасение города Тында. 7 января, вечером, в городе случилась авария — произошло короткое замыкание в городских электросетях и свет погас в домах горожан. Я в это время отвечал за электроснабжение железнодорожной станции. Был организован штаб. Мы подключились к устранению аварии. Используя аварийный запас на железной дороге, уже к полуночи восстановили электроснабжение на тепловых пунктах, в школах и детских садах, утром свет появился в жилых домах.

Бамовский стаж Валерия Викторовича насчитывает 37 лет. У них с супругой трое детей, двое внуков. Свою судьбу дети тоже, как их родители, связали с железной дорогой. Оба сына Криворотовых работают в Тынде — старший Дмитрий начальник сетевого участка, Валерий — руководитель дистанции электроснабжения железных дорог. Дочь Юлия живет в Хабаровске — экономист ДВЖД. Сестра Валерия Викторовича Людмила 35 лет отработала на железной дороге экономистом в вагонном хозяйстве. Общий трудовой стаж династии железнодорожников насчитывает почти 350 лет.

Главное дело жизни

Уже находясь на пенсии, ветеран БАМа не потерял комсомольского задора бодрости и активности. Он много занимается общественной работой. Как руководитель «Бамовского содружества» встречается с молодежью., студентами, школьниками, делится своими воспоминаниями. Держит связь со своими сослуживцами, отыскивает тех, с кем плечом к плечу строил магистраль, организует встречи. Восстанавливает забытые временем страницы бамовской истории.

— Наши бамовские общественные организации вышли с инициативой — установить на каждой станции БАМа, которые строили союзные республики, памятные стеллы и оказать содействие в восстановлении национальной архитектуры вокзалов. А на станциях, которые строили области, установить памятные доски с указанием расстояния в километрах от данной станции до главного административного города республики. На 40-летие празднования БАМа был в Февральске, стоит памятный камень, на нем выбиты номера воинских частей, а нашей части нет. Как же так, мы первыми прибыли в поселок, строили, возводили, а нас нет.

Несколько лет Валерий Викторович добивался справедливости. Отправлял в разные инстанции запросы, предоставлял документы, фотографии тех лет. На 45-летие магистрали приезжает на торжества и на памятной стелле в первой строчке читает название своей воинской части № 83251. В тот день, стоя у микрофона, со слезами на глазах рассказывал о тех, кто первыми начинал строить.Так добрая память о первопроходцах была восстановлена.

Валерий Викторович на заседании клуба наградил юбилейными медалями «50 лет Байкало-Амурской магистрали» Михаила Белого, Михаила Стрижакова и Галину Белоносову. В 1970-е гг. Белый и Стрижаков в составе комсомольского отряда «Хабаровский комсомолец» участвовали в сооружении станции Сулук. Двадцатипятилетняя Галина Белоносова приехала вместе с мужем в Новый Ургал в конце семидесятых. Вместе с супругом они работали на железной дороге.

На встрече участница клуба любителей мемуаров Галина Соколова выступила с презентацией документов об исследовании специалистами-гидрологами управления гидрометеослужбы Дальнего Востока района строительства БАМа.
Мероприятие продолжилось просмотром фильма о строителях магистралии. Автором фильма выступил Валерий Криворотый, который хорошо владеет фото и видеокамерой.

В конце встрече за чашкой чая ветераны-бамовцы продолжали с теплотой вспоминать свою молодость. Для них «стройка века» стала главным делом их жизни.

В ТЕМУ:
А короче - БАМ! Полвека магистрали отметили с гаком

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен