В любой сезон традиционного хабаровского фестиваля АмурФест (0+) в павильоне Дальневосточного художественного музея всегда есть посетители. И больше всего их собирается рядом с Сергеем Романовым, лектором-экскурсоводом и художником-реставратором музея. Его рассказы о русских богатырях и оружие былинных героев неизменно привлекают общее внимание.

Для многих его рассказы — открытие. Ведь изучая по школьной программе былины, мало кто задумывается о том, что три богатыря, Соловей-разбойник и даже Змей Горыныч — не выдумка сказителей, а реальные персонажи, жившие в далёкие века.

— Ещё в детстве мы с мамой сходили на фильм «Илья Муромец» (6+). Он произвёл на меня неизгладимое впечатление, — рассказывает Сергей Викторович. — И очень захотелось побольше узнать и о тех временах, и о русских богатырях.

Так появилась детская мечта, которую Романов воплотил в жизнь уже взрослым, состоявшимся художником-декоратором. Сергей Викторович изучал исторические документы и побывал в местах, описываемых в былинах событий.

Итогом научных изысканий в 2000 году стала программа «Русское богатырство» (6+) и книга «Русское богатырство. Духовные основы национальной военной культуры» (16+), написанная в 2014 году.

На своих лекциях-экскурсиях он рассказывает о былинных богатырях, о том, где они жили и как воевали, о их потомках, что живут до сих пор.

Часто на занятиях ребята спрашивают: «А богатыри, которых в мультиках показывают, они такие же?». «Нет. Настоящие богатыри совсем не такие», — отвечает он и начинает свой рассказ.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Существование защитника Руси Ильи Муромца доказано давно. Его мощи и по сей день хранятся в Киево-Печерской лавре, по которым историки и криминалисты воссоздали портрет богатыря.

— Мы ездили в Муром, где родился Илья, — рассказывает Сергей Викторович. — Конечно, эти места давным-давно застроены домами. А когда-то это был край леса. И фамилия у Ильи была Гущин, потому что родился он в куще, на краю села. Муромцем его назвали уже в Киеве. В Муроме до сих пор живут его потомки. Всё поколение Гущиных отличалось невиданной силой. Мы встретили на улице мальчишку. Идёт, улыбается. Вылитый Илья Муромец в детстве. Оказалось, что так и есть — Иван Гущин, самый младший в роду.

Заинтересовал Сергея Викторовича и отражённый в былинах факт, что лежал Илья Муромец на печи 30 лет.

Исследование мощей богатыря высокоточной аппаратурой показало, что у Ильи было искривление позвоночника в области поясницы. Видимо, защемлялся седалищный нерв, и он действительно какое-то время не ходил. Сергей Викторович обратился к медикам. Одни говорили, что это произошло потому, что Илья страдал гигантизмом (об этом свидетельствует его рост — около 180 см, а в то время средний рост мужчины был 160 см). Другие, что это последствия травмы, которая вызывала такие сильные боли, что не подняться.

«…Эпос не сообщает о заботах родителей, поддерживающих сына в болезни, не говорит, какой пастырь наставлял Илью в вере…Знаем мы только результат: Муромец не отчаялся, не опустил руки, не замкнулся в себе и поднялся на ноги…И исцеление тела, как это и бывает, пришло вслед за исцелением души…», — пишет Романов в своей книге.

Побывали исследователи и на речке Смородине. Кстати, её название пошло не от того, что там ягода растёт, а от слова «смрад». Вытекает речка из болот, вода насыщена метаном, и запах у неё соответствующий.

Соловей-разбойник — скорее всего, Новгородский волхв, язычник, пытавшийся поднять восстание против христиан. Он потомок колдуна, а потому ненавидит православие. Свистом своим он, конечно же, никого не убивал, но тут существует немало версий. А имя «Соловей» могло быть и родовым тотемом. В некоторых описаниях говорится о том, что все его дети были на одно лицо. Соловей же объяснял это так: «Сына рожу и за свою дочь отдам. Дочь родится — отдам за сына».

— Такой близкородственный брак, ведущий к вырождению, порицался, — продолжает Романов. — Вот и Илья Муромец на такое поганство рассерчал. Достал саблю и вырубил их всех в корень. А самого Соловья-разбойника увёз на княжеский суд. Соловей пытался подкупить богатыря, но ничего у него не вышло.

Гусли - действующий музыкальный инструмент.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Богатырь Добрыня Никитич — тоже известная в истории личность. Его историческим прототипом стал древлянский княжич Добрыня Нискинич, который жил в конце Х — начале ХI века.

Добрыня был дядей князя Владимира I, при котором крестилась Русь. Он помогал князю в военных и государственных делах.

Богатырь Добрыня, как и Илья Муромец, умел использовать вместо оружия подручные средства. Когда Добрыня купался в Пучай-реке, налетевший Змей застал его невооружённым. Но на берегу лежала шапка, «колпак пухов земли греческой». Добрыня насыпал в неё речной песок и получившейся палицей победил Змея.

Змей или Дракон присутствует и в былинах, и русских сказках. Сражался с ним и Илья Муромец.

Возможно, «дракон» это знамя с головой дракона и раздуваемым потоком воздуха туловищем-хоботом. И в сказаниях образ навеян степной летучей конницей, особенно если у предводителя несколько «драконьих» знамён (дракон ведь о трёх головах, а то и больше).

Но может быть и такое, что Змей или Дракон — вполне реальное живое существо. Ведь в тех местах до сих пор находят останки динозавров.

— В документах есть немало подтверждений тому, что в те времена встречали и даже убивали немало гигантских рептилий, которые охотились на людей и истребляли целые стада животных, — объясняет исследователь. — В псковской летописи ХVI века написано: «Вышли из реки лютые звери крокодилы. И путь затвориша, и много людей поядоша. И паки молились Богу, и спрятались крокодилы, а некоторых избили».

Древнерусская литература не знает ни выдумок, ни фантастических историй. Однако в ней немало описаний водных ящеров. Вполне возможно, они плевались ядом или выделяли какую-то жгучую жидкость (ядовитое дыхание, огнём дышит). Ящеру — подводному Богу, поклонялись древние славяне и приносили ему жертву. На гуслях, ручках ковшей, на других предметах быта того времени встречаются изображения ящеров и символы воды.

Алёша Попович и Никита Кожемяка

Алёшу Поповича на самом деле звали Алексашей, то есть Александром. В летописях есть сведения о богатыре Александре (Олешко) Поповиче. С ним связано первое упоминание о награждении воина древним аналогом современных орденов и медалей — золотой (шейной) гривной.

Золотая гривна.

Был Попович сыном ростовского священника. Рос он слабым, но закалил себя и стал настоящим богатырём. Сначала служил в Ростове. А когда старый князь умер, и началась междоусобная война, собрал своих друзей-богатырей. И решили они пойти служить одному князю и воевать только с врагами Земли Русской. Так 70 богатырей ушли к князю Мстиславу.

Алёша Попович погиб в знаменитой битве на реке Калке. Его дружина — три тысячи человек — несколько дней отражали атаки тридцатитысячного войска. А когда враги схватили оставшихся в живых, то мучительно казнили их.

Рядом с именем Алексаши Поповича упоминается имя Никиты Кожемяки. Два богатыря были настолько известны врагам, что те их именами пугали своих детей.

Рассказ о Никите Кожемяке экскурсоводы Дальневосточного художественного музея всегда связывают с картиной Евграфа Сорокина «Испытание силы Яна Усмаря». Ведь именно Ян Усмарь и стал Никитой Кожемякой.

Евграф Сорокин Испытание силы Яна Усмаря.

На картине изображено войско печенегов, которое подошло к городу с ханом во главе. И никто из города не мог противостоять врагу, у которого было подготовленное войско. Хан сказал: «Если кто-то из ваших молодых людей, ваших богатырей выйдет и сразиться с моим богатырём, и победит его, так и быть, я этот город не возьму». Смельчаков не нашлось. И только один старик, который тоже изображён на картине, попросил позвать своего сына. Сын работал в кожевенной мастерской. Про него говорили, что силы немереной и кожу руками рвёт.

Ян победил вражеского богатыря. Только хитростью решил его остановить хан и выпустил на юношу ещё и быка, чтобы внести сумятицу в этот бой. Но не помогло это хану. Бык тоже был повержен. Испугавшись мощи Яна Усмаря, печенеги отступили перед войском князя Владимира.

Позже появилась былина о Никите Кожемяке. Он был сыном кожевника, но стал воином и проявил себя на поле рати.

Русское богатырство и современность

— Представьте, что человек потерял память. Утрату своей национальной самоидентификации я рассматриваю именно так. Амнезия, но в социальном плане. И я пытаюсь не столько дать информацию, сколько вызвать чувство сопричастности к родной истории. Дать возможность потрогать историю своими руками, — говорит Сергей Романов.

Русское богатырство всегда имело глубокую духовную основу. И если мы помним свою историю и культуру, то нам есть за что воевать, и мы сможем победить любого врага. Ведь русского воина ценят не за то, что он отлично владеет оружием, а за то, что, рискуя своей жизнью, он способен защитить своё Отечество.

В ТЕМУ:
Исторические открытия художественного музея Хабаровска

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен