Быть хорошим руководителем и наставником не только для своей команды, но и для остальных членов Профсоюзной организации – очень непростая и сложная задача. С такой непростой ролью отлично справляется работающая пенсионерка и председатель Первичной профсоюзной организации работников Тихоокеанского государственного университета Общероссийского Профсоюза образования Наталья Дидух. Сегодня она расскажет нам: как стать хорошим наставником, педагогом и председателем, построить хорошую команду и управлять ею, а также ежедневно помогать людям в решении их проблем.

– Наталья Николаевна, здравствуйте! Расскажите немного о себе.

– Моя основная работа уже 17 лет – освобожденный председатель первичной профсоюзной организации работников Тихоокеанского государственного университета Общероссийского Профсоюза образования. Сегодня я член Центрального совета Профсоюза, член президиума Координационного Совета Профсоюза (КСП), председатель КСП Дальневосточного Федерального округа. Мой муж подшучивает надо мной: «Все бесплатные должности – все твои». Также я доцент кафедры иностранных языков, кандидат социологических наук. Мой педагогический стаж составляет 42 года.

– Расскажите о самых значимых наградах?

– Я даже не знаю, хорошо это или плохо, но я перфекционист, и если уж участвовать в каких-то конкурсах и мероприятиях, то, конечно же, занимать призовые места. Если уж что-то делать, то по-настоящему и достойно. Самая главная награда – это первое место на Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности». Наша профсоюзная организация заняла первое место в крае и второе место в России в номинации «За развитие социального партнерства». Не менее важное достижение этого года – первое место в номинации «Лучший наставник Хабаровского края в непроизводственной сфере». Профсоюз вновь взял пальму первенства! Также профсоюзная организация работников ТОГУ внесена в книгу почета края. Моей самой высокой и значимой наградой является премия В.М. Яковлева, которую получают люди, достигшие особых результатов в Профсоюзе. Когда мне позвонили из Москвы и сказали, что я удостоена этой награды, не поверила своим ушам и словам коллеги. Каждой наградой очень горжусь, так как это не только моя заслуга, но и моей команды.

– Как решили стать председателем?

– Знаете, все получилось как-то само собой. Наш проректор по молодежной политике и социальным вопросам А.Р. Мшвилдадзе предложил мне поучаствовать в выборной компании на должность председателя Профсоюзной организации работников ТОГУ. Он был уверен, что мне подойдет эта должность. Конечно, я долго сомневалась, но потом решила, почему бы и нет. Выберут – хорошо, не выберут – еще лучше, ощущала себя хорошим педагогом английского и испанского языков, да и написание диссертации шло к завершению. На отчетно-выборной Профсоюзной конференции в 2007 году я выступила со своей программой, рассказала о своих планах, очень волновалась. Помню, как сегодня, из 120 делегатов – 8 воздержались, а остальные проголосовали за меня.

– Помните ли Вы свой первый день в роли председателя? Какой он был?

– Если честно, это был такой страх и много пролитых слез при закрытых дверях, так как все для меня было совершенно новым. Понимала, что я в другой ипостаси и теперь мне надо руководить огромной организацией. В ТОГУ сложилась такая традиция, что ректорат и профком – это единое целое. Надо было выстроить свою работу так, чтобы это были доверительные отношения и с работниками, и с социальным партнером. Я очень много работала над собой и благодарна своим наставникам из края и ТОГУ за то, что они мне помогали. Мои командировки в другие регионы страны помогли мне изучить опыт передовых Профсоюзных организаций, сдружилась с авторитетными председателями ведущих вузов, что в дальнейшем помогало моей службе. Также я училась у «профсоюзных аксакалов» – Веры Кенгуровой, Константина Позаиныча, Анатолия Водопьянова, Анны Савельевой. К сожалению, их уже нет с нами, но они навсегда оставили свой след в Профсоюзном движении.

– Сколько у Вас человек в команде и какое членство среди сотрудников?

– Сейчас в команде профкома 10 человек. На сегодняшний день у нас более 80% членства – это 1 113 сотрудников, в том числе неработающих пенсионеров.

– Как Вы регулируете работу своей команды?

– У нас каждый третий четверг месяца проходит заседание профкома, где выносятся серьезные вопросы. Заранее анонсирую проект повестки дня, прошу коллег ознакомиться, и потом мы работаем над поставленными задачами. Я уверена в своей команде, ведь каждый на своем месте и хорошо выполняет свои задачи – кто-то отлично работает с нормативными документами, кто-то занимается культурно-массовой работой, оздоровительной, кто-то более инициативный, пишет проекты, гранты.

– Как Вам удалось выстроить хорошие отношения с профсоюзом студентов? Вы для них больше коллеги или наставники?

– Скорее всего, наша организация для них старший товарищ и наставник. Я настолько трепетно и бережно отношусь к ребятам, ведь профсоюзное братство – это особое братство. Мало того, что даем советы, помогаем им, также у нас совместные проекты. Уже как пять лет мы поздравляем детей работников университета с Новым Годом на дому. Ребенок бесплатно получает поздравление от Деда Мороза и Снегурочки, мини-утренник и настоящую сказку. Это действительно очень круто. Проект отмечен положительными отзывами сотрудников ТОГУ и стал традицией. Наталья Дидух

– Недавно Вы получили награду «Лучший наставник Хабаровского края в непроизводственной сфере». Как Вам удалось её получить и какие эмоции испытали?

– В первую очередь я испытала гордость и радость за Профсоюз, когда дают пальму первенства профсоюзу – это дорогого стоит. Второе место дали педагогам, третье – медикам. Я долго, думала, почему первое место дали именно профсоюзу, а все очень просто – профсоюз и учит, и лечит, и помогает. Профсоюз – это защита людей. Мне предложили поучаствовать, я собрала документы, подтверждающие мою работу согласно положению о конкурсе, отправила и окунулась в каждодневную работу… и вдруг победа!

– Какими, по Вашему мнению, компетенциями должен обладать наставник, и какие советы Вы могли бы дать будущим лидерам?

– Наставник – это прежде всего уважение и любовь к людям. У тебя может быть много знаний, понимания нормативной базы, но если ты не уважаешь тех, кто рядом с тобой, результата не будет. Конечно, и опыт обязателен. Пройдя через многое и пропустив опыт через себя, ты получаешь нужные компетенции, становишься лидером, наставником, руководителем и просто человеком. Наталья Дидух

– Какие интересные истории у Вас были за долгую работу в Профсоюзе?

– Да, такие истории у меня есть. Когда я отработала первый год и отчитывалась перед коллективом с докладом на конференции о проделанной работе, доцент Владимир Алянчиков мне поставил неудовлетворительную оценку. Для меня, как для перфекционистки, отличницы по жизни, это был страшный удар. После конференции я закрылась в кабинете на замок и горько плакала, мне было очень обидно. Но тогда я была молодой и не понимала, что это так здорово – тебе указали на недостатки в твоей деятельности, и ты сможешь сделать работу над ошибками. Сейчас я очень благодарна коллеге за критику, ведь он дал мне такой толчок для развития. Я стала лучше работать, получила заряд положительной энергии. Наталья Дидух

Еще вспоминаю свою первую поездку в роли председателя Координационного совета Профсоюза ДФО на семинар-совещание в Сочи. Каждый представитель региона отчитывался о своей работе, обменивались опытом. Я, как слепой котенок, не понимала, что и как, но старалась по крупицам брать передовой опыт, знания. Я запомнила, как всю ночь просидела с Василием Александровым, который научил меня тонкостям разработки Коллективного договора – основного локального документа между ректоратом и работниками. Мне всегда хотелось получать новые знания, а потом применять их в своей работе.

– Что Вам больше нравится: быть председателем или педагогом?

– Может нескромно, но признаюсь честно, я считаю себя хорошим педагогом, потому что до сих пор ко мне едут, звонят, пишут мои бывшие ученики и студенты. Я поменяла род деятельности – совершенствуюсь и развиваюсь в профсоюзной деятельности. Сейчас преподаю только у заочников, но испытываю радость и удовольствие от каждой пары. Буквально вчера ко мне пришла студентка заочница из Камчатки, которая училась у меня три года назад, со словами «я хочу Вас просто обнять». Я не могу поставить что-то одно – профсоюзную деятельность или преподавание на первое место. Когда я преподаю или занимаюсь профсоюзными делами, испытываю равное удовольствие.

– У Вас очень насыщенный и активный образ жизни. Как Вам удается совмещать работу председателя, преподавателя и проводить время со своими близкими?

– Вы знаете, все совершенно легко. Во-первых, я очень энергичный человек. Во-вторых, у меня команда. В-третьих, хороший тыл – замечательный муж и сын. Это такие мои великие помощники! Мы с мужем уже 41 год вместе. Пазлы складываются только тогда, когда и в семье, и на работе все хорошо. Я всегда знаю, что меня поддержат мои коллеги и любимые мужчины: муж и сын. Благодаря этой гармонии, я грамотно все распределяю. Наталья Дидух

– С какими вопросами приходят к вам работники?

– Вопросы самые разные – трудовые отношения, охрана труда, юридическая помощь, конфликты интересов, «сегодня меня затопили соседи – помогите», очень много и личных вопросов: разводы, смерти, болезни, несчастные случаи. Я всегда говорю, что уйду из этой жизни, зная секреты многих. На этом кресле я поняла, что у людей много боли и такие разные судьбы. Первые три года я сидела и ревела вместе с теми, кто пришел ко мне на прием, сопереживая им. Сейчас я твердо знаю, плакать – пустое дело, надо действовать. Все вопросы стараюсь решать быстро, но часто ловлю себя на мысли, как много еще не сделала и сколько предстоит еще сделать. Наталья Дидух

– Я знаю, что многие люди в университете благодарят Вас. Что такое для них Вы делаете?

– Я просто помогаю людям.

Фото автора и из личного архива Натальи Дидух


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен