Педагог дополнительного образования Елена Пестерникова может тремя словами охарактеризовать свою работу: «Приносить детям радость». Чтобы ученики не сидели на уроке хмурые, а чтобы им нравился сам процесс. О воспитании, родителях и нестандартных ситуациях в педагогике – читайте в нашем материале. раскрыть способности в ребенке

Уроки начинаются с легенды

Елена Владимировна, как многие выпускники, не знала, куда поступать после школы. С подружкой подала документы в педучилище. Будущему педагогу учеба там очень нравилась, особенно хорошо получалось заниматься творческими дисциплинами. А однажды наша героиня встретила приятельницу и та совсем не удивилась, что Елена выучилась на педагога, ведь она так уверенно чувствовала себя в роли учителя, когда играла «в школу» в детстве.

Сначала Елена Пестерникова трудилась в детском саду, потом ушла в декрет и после него перешла работать в систему дополнительного образования. В МАУ допобразования г. Хабаровска «Центр развития творчества детей и юношества» педагог работает уже 18 лет. А между тем Елена еще получила высшее образование в институте культуры.

Мы находимся в структурном подразделении центра, которое называется «Виктория» и находится на ул. Вологодской, 24, в районе Пятой площадки. Здесь Елена Владимировна является заведующей, показывает мне кабинеты, где детей обучают гитаре, цирковым трюкам, швейному делу, ведут подготовку к школе и будят творческий потенциал в объединении «Бумажный завиток».

Квиллинг – значит, заниматься бумагокручением. Этим кружком руководит Елена Владимировна. Хотя поначалу занятие показалось ей очень сложным. На курсах повышения квалификации мастер-класс по квиллингу показывал преподаватель, который учился этому в Корее. Спустя время наша героиня увидела, что стали продавать нарезанные полоски для квиллинга в магазинах, как и «вилочку» – специальный инструмент для бумагокручения. Пора осваивать популярное хобби! И это нашло отклик у детей.

Результаты трудов с учениками мы видим на фотографиях. Это и куклы Барби в костюмах согласно четырем сезонам года, и сложные картины, и причудливые шляпки, и золотые рыбки как будто в аквариуме.

А заинтересованность у ребят появляется с первого занятия, когда они слышат легенду о квиллинге. Елена даже держит наготове перышко. Жила-была девочка в богатой семье, но она долго болела, все время сидела дома и смотрела из окна на улицу. Под окошком у нее росли красивые цветы и пели птицы. Наступила зима, на улице почти никого не было, но вдруг девочка увидела на дороге перышко, подняла его и спрятала в шкатулку. Через какое-то время, одним утром, наша героиня проснулась и увидела на мамином столе красивый цветной листок бумаги.

Она не знала как его применить, сходила за перышком. А так как оно долго пролежало в шкатулке, то кончик пера треснул и раздвоился. Девочка взяла бумагу, нарезала полосочками и стала крутить из нее, придавать разную форму бумажным кругам. И так у нее получились цветы, которые она видела летом под окном.

Дети слышат не только эту легенду, но и план на год, чтобы было понятно, что с ними встречаются не просто, чтобы занять время, а идут к цели, к большой красивой работе. Каждая группа Елены Владимировны знает девиз кружка: «Квиллинг – это интересно, квилинг – это завиток, квиллинг – это ролл бумажный, дело будет молоток!».

В творческом объединении учат основам дизайна. Любая готовая работа – это лишь образец, у каждого появляется свое видение конечного результата. Дети экспериментируют с цветом, формой. А чтобы они не теряли интереса к работе, нужно постоянно поддерживать у учеников стимул. Это и отчетные концерты, где дети показывают готовые поделки, и участие в городских конкурсах.

Но не все же бывают творчески одаренными и с идеями? Тогда ученик становится помощником, и он принимает эту роль, ему всегда найдется место в командной работе. Попробуй, накрути для большой работы 50 одинаковых деталек… Вот тогда необходимы помощники.

Чаще всего Елена Владимировна занимается с ребятами от шести до 12 лет. Хотя не отрицает, что наблюдает небольшой провал по наполняемости групп детей подросткового возраста с 10 до 12 лет. Школьники ищут что-то новое, но опять же если их правильно мотивировать в этот период, то занятия никто не бросит.

Рады всем детям

– Мне нравится работать с детьми. Не каждый педагог может быть на своем месте. А если без крика можешь заинтересовать детей, чтобы они слышали и слушали тебя – это дорогого стоит. В центры допобразования дети ходят к педагогу, это не школа. В школе нет выбора учителей. А в допобразовании – привели ребенка, если ему понравилось, то он останется. Когда ты знаешь, что дети выбирают тебя, возвращаются, чтобы доделать поделку или выучить стихотворение к празднику – слов нет как я рада, – говорит моя собеседница.

Три поросенка и волк, найдете всех?

Когда школьник ходит на кружки, то у него вся неделя расписана. Он сосредоточен, не тратит время зря, меньше сидит со смартфоном в руках, да и результаты в учебе лучше, по опыту говорит Елена Владимировна, появляется ответственность. К тому же на самих занятиях квиллингом есть свои правила – выбрать дежурного, убрать за собой рабочее место, выйти в холл центра, чтобы провести физкультминутку после сидячей работы. А случаются и нетипичные уроки, где Елена Пестерникова знает как себя повести.

– Иногда бывает, что что-то пошло не так. Разговорились на интересную тему или ЧП в школе было. Меня спрашивают: правы они были или не правы? Мы делаем поделку, но если дети хотят что-то обсудить, услышать совет от учителя, то надо с ними говорить. Или когда все в классе смеются, как будто смешинку проглотили, то мы играем в города или азбуку, например. Для них это необычно – делать работу и играть. Никого не выгоняю за плохое поведение.

Или вот приходит ко мне ребенок – у него нет настроения, ничего не получается, но он все же пришел ко мне. Может, дома плохо или не спал ночью. Если он ничего не сделает, то ничего страшного. Мы нагнать успеем.

Или долгое время работала с детьми особой заботы. Привели деток, а они все колючие, с очень заниженной самооценкой, боятся слова сказать. Этим детишкам надо дать понять, что здесь его не унизят, не обзовут, не обидят. Это табу, все мои дети это знают. От этих детишек может пахнуть, или они неопрятны. Я объясняю аккуратно, помогаю вымыть руки, привести себя в порядок. Ребенок чувствует защищенность, и тогда он раскрывается, – педагог объясняет мне тонкости своей работы.

Работа в удовольствие

Елена Владимировна также ведет группы по подготовке к школе. Вот, где начинается целая страна почемучки. Дети учатся не только писать, складывать слоги, но и получают ответы на вопросы о школе. Для них также звучит импровизированный звонок, проходят перемены. Главное, по словам педагога, все эти знания подкреплять дома. И тут начинается работа с родителями. Все мамы и папы хотят, чтобы дети к первому классу умели читать и писать, а школа тогда зачем? Можно научиться складывать слоги, произносить буквы, ведь у каждого ребенка свой потенциал.

Таким образом, получается, что педагог воспитывает и детей, и родителей. Елена Владимировна открыта для любого вопроса от мам и пап. Все приходит с опытом, как и умение справляться с любой ситуацией. Мамы и папы могут приходить на занятия со своими детьми, помогать им или просто наблюдать за процессом. А также важно спрашивать у своего чада – не что он ел, а что нового он узнал за сегодня? Небольшой совет от опытного наставника.

– На работу надо идти с удовольствием. Здесь моя подпитка, здесь моя жизнь. На выходных же просто хочется отдохнуть. У меня есть два внука, поехать с ними в город, сходить в театр. Но и это бывает не так часто как хотелось бы. Или работа меня не отпускает, тогда делаю новый образец для квиллинга. А ночью порой такие проекты возникают! – с улыбкой говорит Елена Владимировна. раскрыть способности в ребенке

Поэтому прирожденный педагог – он всегда педагог, что в детстве – что во взрослой жизни, что в будни – что в выходные. Нельзя не сказать слова благодарности директору «Центра развития творчества детей и юношества» Наталье Гуревич. Руководитель поддерживает каждую идею творческих коллег, лишь бы детям все нравилось. раскрыть способности в ребенке

Помимо этого, добавим, что Елена сотрудничает с центром по работе с населением «Доверие», где показывает мастер-классы пожилым людям. А также проводит занятия в Гродековском музее. Это не только уроки квиллинга, но роспись камней и прочие интересные дела, которые объединяют людей разных поколений! раскрыть способности в ребенке

Фото автора и спикера


  • «Русский Форрест Гамп» бежит дальше свою кругосветку - читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен