Ежегодный конкурс письма и чтения по Брайлю «Магия шести точек» (12+) для детей и взрослых прошел в специализированной библиотеке для слабовидящих в Хабаровске. Участниками стали воспитанники школы интерната №2 и постоянные читатели библиотеки. Вот только педагоги отмечают: гаджеты и таким ребятам все активнее заменяют чтение. чтение по брайлю

Развитие и обучение незрячих людей базируется на системе чтения и письма, изобретенной 200 лет назад. Рельефно-точечную систему Луи Брайля, практически без изменений, используют в наши дни незрячие всего мира. Это современный живой и перспективный письменный язык. Однако тренд отказа от традиционных книг не обошел и те, что написаны тактильным шрифтом. Их тоже читают всё меньше. Детские руки делают это легко и непринужденно. Важно лишь поддержать жажду познания, уверенны педагоги. На это нацелены подобные конкурсы. чтение по брайлю

В этом году в Хабаровске конкурс тактильного письма и чтения, организованный совместно с сотрудниками школы-интерната №2, проходил два дня. На этот раз впервые для участия в мероприятии библиотеку пригласили пятиклашек.

– Раньше младшие школьники не участвовали в нем, так как считалось, что они еще недостаточно хорошо читают и не умело пишут, – говорит учитель русского языка и литературы школы-интерната № 2 Елена Колесова. – Но, как оказалось, дети к этому возрасту уже неплохо осваивают технику чтения. И даже справились с непростым диктантом. Ребята, конечно, готовились заранее, очень много читали, тренировались в письме. Но на конкурсе все равно сильно переживали, нервничали. Я старалась подойти к каждому и прикоснутся рукой, чтоб успокоить и дать понять, что все хорошо, ты молодец, ты отлично справляешься.

Для участия в конкурсе дети заранее прочитали произведения писателя Хабаровского края Анатолия Максимова. В первой номинации – «Золотой грифель» – нужно было под диктовку написать рельефно-точечным шрифтом отрывок из рассказа «Норка». Для этого у ребят вместо ручки специальные письменные принадлежности – прибор и грифель. Или специальная машинка для рельефонного письма, по типу печатной.

А на втором этапе школьники отвечали на вопросы викторины по рассказу А. Максимова «Норка». Но для этого нужно было сначала найти подходящий кусочек текста в книге и зачитать его вслух.

Успехи детей в изучении системы Брайля отметила член жюри и учитель химии и географии школы – интерната для слабовидящих детей Людмила Алексеевна Колесник. Она в совершенстве владеет навыками чтения рельефню-точечной литературы.

– Очень важно, чтобы незрячие дети умели читать. Никакие гаджеты не смогут заменить этого навыка. Брайль открывает для них большие перспективы к обучению. Например, мы на уроках точками записываем химические элементы, формулы, различные латинские, и делаем расчеты. Разве все это возможно сделать с помощью гаджета? И у нас есть примеры, когда слабовидящие дети после школы продолжают образование в университетах. Это все благодаря этому умению. Сейчас мы с педагогами готовим специальную методичку по химии шрифтом Брайля, это даст детям некий алгоритм в изучении предмета для тех ребят, кто интересуется этой наукой.

Во второй день в конкурсе по тактильному чтению соревновались старшеклассники и постоянные читатели-брайлисты библиотеки. Номинации были такими же, только произведение для чтецов постарше выбрали другое ­– отрывок из рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

По словам заведующей библиотеки, интерес к системе Брайля в последнее время падает. Причина тому - развитие современных средств. Если раньше чтение книг было доступно только тем незрячим, которые умели пользоваться точечной системой, то сегодня существуют аудио книги и тифлофлешплееры. Это устройства для реабилитации, предназначенные для воспроизведения «говорящих» книг.

Статистика свидетельствует: количество детей, которым показано обучение при помощи шрифта Брайля, не уменьшается, при этом число реально владеющих этим навыком снижается. На помощь приходят IT-технологии с версиями сайтов для слабовидящих. Тем временем специалисты подчеркивают: компьютер не отменяет тактильных навыков, а лишь дополняет их. Обучение чтению и письму по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих и слепоглухих людей.

– Как и любым детям, им хочется поиграть, а не сидеть за книжками. Да и послушать аудио, это проще чем чтение по Брайлю. Оно требует сильной концентрации внимания и памяти. Но для незрячего ребенка, да и любого человека – это жизнь. Если он хочет развиваться, набираться опыта и знаний, то умение читать это обязательное условие. Во-первых, это развитие мелкой моторики, а значит мозга человека. А во-вторых, при прослушивании аудио, как бы это не было удобно, что-то важное можно упустить, не понять. А в книге, вы можете вернуться обратно, пройтись еще раз по непонятному месту. Это концентрация внимания, развитие памяти, – объясняет Елена Колесова.

Но несмотря на все проблемы, приятным моментом конкурса стало награждение участников. Все чтецы получили сладкие подарки. В номинации «Золотой грифель»за грамотное письмо по Брайлю среди младшеклассников первое место заняла Шановская Дарья, на втором оказалась Норкина Мария, на третьем – Патрушева Лера. В номинации «Лидер чтения» - лучший чтец по Брайлю: Гармаш Виктория, Трифонов Вадим и Бондаренко Тимофей на первом, втором, третьем месте соответственно. Во взрослом конкурсе лучше всех диктант написала Теплякова Олеся, второе место заняла Захарова Елизавета, а третье досталось Арацкой Олесе. Лучшим чтецом по Брайлу стала Юдицкая Юлия, «серебро» получил Лепявко Арсений, а бронзу - Арацкий Сергей.

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен