Поднимаешься по лестнице, видишь — девочка, протянув правую руку вперёд, с надрывом делится с бюстом Бетховена трагедией. Совсем рядом мальчик сидит на ступенях: бормочет что-то про себя, схватившись за волосы. Вдали бренчит гитара, слышится заунывное пение. А потом выясняется, что в Хабаровск из Москвы приехал ГИТИС — крупнейший театральный институт Европы — чтобы провести отбор абитуриентов. И удивление само собой сошло на нет.

Конечно, прослушивания в ГИТИС проходили и до 2025 года, но в онлайн-формате. В 2019 году институт подписал соглашение с одним из крупным сортовых операторов о сотрудничестве. Возник проект «Поколение М», который был призван помочь детям из отдалённых регионов пройти первый этап прослушивания в ГИТИС. До этого театральные мэтры приезжали в Новосибирск, Томск, Архангельск, Красноярск и другие города России. А теперь обратили внимание и на Хабаровск.

— Цифровые возможности — это не будущее, а современность. Но хотелось бы подчеркнуть, что наличие платформ и интернет-связи личного общения никогда не заменит. Поэтому очное прослушивание, которое проходит здесь впервые — очень большое достижение. Мэтры сегодня увидят будущих звёзд, которые получат образование в одном из ведущих вузов Европы. Будем надеяться, что они вернутся обратно в родной город, — рассказал Александр Сорокин, заместитель министра образования и науки края.

В этот момент стало интересно, собираются ли абитуриенты приехать обратно. На него мне ответил Захар Медовщук из Хабаровска — он занимается в Театре игры Михаила Васюкова, предрасположен к театру, по его мнению, с детства. В запасе серьёзные произведения: «Красный смех» Леонида Андреева (16+), «Лето Господне» Ивана Шмелёва (16+), «Двенадцать» Александра Блока (16+). Но ответ неутешительный: «О таком я никогда не задумывался. Но жизнь непредсказуемая вещь, может, когда-нибудь вернусь».

Из Москвы приехал также Владимир Панков, актёр, режиссёр, композитор и по совместительству заведующий кафедрой саунд-драмы ГИТИСА. Когда ведущая мероприятия предложила ему поделиться с абитуриентами секретом успеха, все замерли в ожидании чуда. Он загадочно улыбнулся и изрёк:

— Я не буду отвечать на этот вопрос, потому что успех — это всегда опасность. Но то, что мы смогли приехать и посмотреть на ребят талантливых, чтобы они не тратили больших денег и не ехали на авось, дорогого стоит. А кто поступит и не поступит… главное, что появляется большой шанс, — ответил Владимир Панков.

Конечно, такой ответ не устроил абитуриентов. Но сполна жажду знания утолила Олеся Невмержицкая, режиссёр и актриса, декан актёрского факультета ГИТИС. Вопросы из зала посыпались самые разнообразные, но большинство из них касались того, как произвести правильное впечатление на экзаменатора.

— Отталкивает, если вы не являетесь самими собой. Если видно, что вы действуете поставленными жестами и интонациями. Нет правильного ответа или чтения. Есть ваше желание поделиться своими мыслями, впечатлениями, своим текстом со зрителем. Понимаете? Ведь актёр к зрителям не на экзамен выходит, а на встречу, — поделилась Олеся Невмержицкая.

Правда, даже эти слова не успокоили абитуриентов. Мелькали смежные вопросы: «Во что сегодня лучше нарядиться?», «Есть ли возможность выступить с брекетами?», «Возьмут ли меня в институт, если я картавлю?» и им подобные. И хотя формулировки были разными, очевидно, что ответ на них один: «Нужно быть, а не казаться».

***

Как оказалось, быть настоящим — тяжёлая задача. Выяснилось это на прослушивании, в котором участвовало десять человек. Все сели на стулья, нервно на них ёрзая — впрочем, не менее тревожно ощущали себя и люди за дверью, которые находились в полной неизвестности. Экзаменатор Олеся Невмержицкая, наоборот, чувствовала себя расслабленно. Неудивительно, ведь выходцу из региона — Тюменской области, после пяти попыток поступления в ГИТИС, смотреть на подобное уже не волнительно.

Выходили по очереди. Наизусть рассказывали прозу, стихотворения, басни, пели песни. Репертуар у поступающих разнообразный: Иосиф Уткин, Пьер де Ронсар, Евгений Гришковец, Сергей Михалков, Николай Заболоцкий. В любой момент каждого из участников могли остановить и попросить перевоплотиться в совершенно другую роль. Так, Дарина Авдеева из города Артём пела песню Дарьи Виардо «Глас». Педагог прервала её, сказала: «Представь себе, что человек уже устал от горя. В жизни кроме горя ничего не осталось, он даже не может стоять на ногах».

— Глас мой к Богу, и я буду взывать… Глас мой к Богу, и Он услышит, — поёт Дарина, сидя на сцене. Олеся Невмержицкая стукнула по столу, недовольно покачала головой.

— Слишком много жизни, не умерла, много бровей! Такой человек в точку утыкается и может часами так сидеть, потому что у него сил нет никаких, а ты играешь!

Но проблема с переигрыванием была далеко не единственной у первой десятки. У многих оказался небольшой запас прозы, басен — на ходу ребятам приходилось вспоминать хотя бы что-нибудь. Часто «чем-нибудь» оказывалось стихотворение, задача осложнялась. Ведь мало того, что ты можешь плохо помнить лирику, ты вынужден прочитать её не в своей привычной интонации! А в какой — предугадать трудно.

Кто-то пришёл просто так, понадеявшись на судьбу. Кто-то с мыслью, что быть актёром поздно в силу возраста, но всё же решился попробовать. Причина у каждого из ста абитуриентов своя, личная. Для участия во втором этапе из четырёх выбрали 12 человек.

Среди людей «настоящих» оказались: Диана Савченко и Анна Паперная из Приморского края, Зоя Киритова, Мария Осикова и Дарья Пучкина из Хабаровского края. Именно они получили высшую оценку от педагога и попробуют поступить на актёрский факультет.

На факультет новых направлений сценический искусств рекомендованы: Амелия Ермакова из ЕАО, Анастасия Пак и Антон Рябов из Приморского края, Владислав Селезнев, Юлия Колесникова, Дарья Пучкина и Марина Темнова из Хабаровского края. Марина, которая сейчас учится в 8 классе, сможет попасть сразу на третий этап отбора. Попасть на него она сможет после окончания школы.

Но даже так, поступить в ГИТИС всё ещё непросто — 22 бюджетных места говорят сами за себя. И всё же, совет Олеси Невмержицкой актуален не только для поступающих: важно оставаться искренним, а не казаться кем-то другим.

В ТЕМУ:
Фестиваль «Страна-Театр-Школа» в Хабаровске

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен