Примерно половина населения Хабаровска ежедневно пользуется общественным транспортом. Большая часть пассажиров рассчитывается за проезд по-безналу. Но иногда оплата не проходит, потому что карта оказывается в стоп-листе. И водители не всегда реагируют на это адекватно. Недавно рулевой 11-го маршрута не выпустил из автобуса несовершеннолетнюю пассажирку из-за того, что она не оплатила проезд. Сейчас его действия оценивает Следственный комитет Хабаровского края. карта в стоп листе хабаровск

— Мы всё ещё не можем прийти в себя после этого происшествия, — рассказала мама студентки Антонина. — У меня старшая дочь учится в техникуме. Недавно ей исполнилось 16 лет, но на момент инцидента было 15. Она возвращалась домой с учёбы, выходила на остановке «Универсам». Карта оказалась в стоп-листе, она предложила водителю перевести деньги на его личный номер. Он отказался, сказал, что пусть пассажирам переводит, а те за неё рассчитаются. Ребёнок растерялся, никто на помощь не пришёл. Он поехал дальше, на конечную, она осталась в автобусе. Когда я её спросила – почему ты не вышла на своей остановке, она ответила – мама, он так кричал на меня, я испугалась. На конечной водитель покурил в присутствии ребёнка, и поехал дальше по маршруту. Дочь дозвонилась мне, я не успела их перехватить на «Универсаме», прыгнула в машину и поймала автобус только на «Автодорожном техникуме». Я тогда очень перенервничала – неизвестно куда увезли моего ребёнка, думаю, тут каждая мама перепугалась бы.

По словам Антонины, водитель повёл себя агрессивно: кричал и матерился, выхватил у неё из рук брелок с сигнализацией от машины и сломал его. Возмущённая родительница обратилась в городское управление транспорта, где ей посоветовали написать заявление в полицию. Через несколько дней дело забрал Следственный комитет.

— Мы встретились с водителем в Следственном комитете, но он так и не извинился, — говорит Антонина. — Хотя в СМИ была информация, что он и перевозчик приносят свои извинения. Ничего подобного не произошло до сих пор.

Представитель перевозчика говорит, что водитель вину признаёт. Ему сделали выговор, наказали материально. Он по-прежнему работает на 11 маршруте. По словам Натальи Факиры, конфликтные ситуации из-за того, что карта пассажира оказывается в стоп-листе, не редкость, и водители иногда не выдерживают и срываются.

Наталья Факира, представитель перевозчика ИП Бертонас

— У нас на каждом автобусе за рейс оказываются 1-2 «зайца», у которых карта в стоп-листе, — говорит представитель перевозчика Наталья Факира. — Чаще всего это взрослые люди, которые нагло улыбаются, и говорят, что у них все в порядке, это, мол, у вас терминал не работает. И выходят, не оплачивая проезд. А на днях одна школьница сказала нашему водителю, что папа специально дал ей карту, которая в стоп-листе, чтобы она каталась бесплатно. Автобус за день делает 10-11 рейсов, машин в автопарке у нас 11. Получается каждый день примерно 150 человек ездят бесплатно. Это около 5-6 тысяч рублей, заправка одного автобуса. И это у нас ещё маленькое предприятие, а проблема эта у всех перевозчиков. Принимать платежи на личную карту мы водителям запрещаем – все должно быть прозрачно и проходить через терминал. Но выручку-то они должны привозить каждый день. В общем, парни и так на нервах – дорога, пробки, график, пассажиры – а тут ещё и «зайцы» постоянно. Я не оправдываю нашего водителя – он поступил неправильно. Но никого за руки он не хватал и насильно в автобусе не удерживал. Кроме того, он сказал, что мама девочки разбила ему телефон и сама спровоцировала конфликтную ситуацию. В общем, сейчас разбираемся.

Каждый день в Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр (МБУ ХМНИЦ) поступает порядка 100 звонков с просьбой или требованием вывести карту из стоп-листа. Чаще всего хабаровчане недоумевают – почему карта оказывается заблокированной, если на ней есть деньги? карта в стоп листе хабаровск

Дмитрий Ламаш, директор МБУ ХИНИЦ

— Система списывания средств за проезд работает с задержкой, — объясняет Дмитрий Ламаш, директор МБУ ХМНИЦ. — Так специально настроено, чтобы платежи проходили постепенно. Иногда задержка составляет от нескольких минут до нескольких часов. Вы прикладываете карту к терминалу, и даже если на ней не хватает средств, терминал все равно пишет, что оплата прошла. А потом приходит ответ из банка, и карта попадает в стоп-лист. Или вы рассчитываетесь в автобусе, деньги на карте есть. Вы идете в магазин, тратите все, что было на карте, думая, что за проезд-то вы уже рассчитались, так что всё в порядке. А система ещё не списала средства за поездку. И когда вы вышли из магазина с пустой картой – тут приходит запрос, а денег на карте уже нет. И карта попадает в стоп-лист. Если вы пополните баланс, то на следующий день система опросит карту, увидит, что средства есть, спишет их в счет задолженности и выведет карту из стоп-листа. Если денег не будет, запрос будет повторяться сначала каждый день, потом раз в 3 дня, потом раз в неделю. Больше 90% проблем с тем, что карта попадает в стоп-лист связаны с недостатком денежных средств на карте пассажиров. Советуем чаще проверять баланс.

Конфликтов в общественном транспорте могло бы стать меньше, если бы пассажиры рассчитывались при входе в автобус, а не при выходе, как сейчас, считают перевозчики. Тогда люди были бы заинтересованы в том, чтобы картой можно было расплатиться, иначе можно и на работу не попасть. А сейчас, получается, что услуга получена – человек доехал туда, куда хотел, а заплатить за проезд не считает нужным. карта в стоп листе хабаровск

карта в стоп листе хабаровск

— Проблема с «зайцами» была, есть и, скорее всего, будет, — говорит Анатолий Игнатенко, начальник отдела управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска. — Но водитель должен помнить, что согласно федеральному закону высаживать несовершеннолетних запрещено. Да, в законе не оговорено, кто должен тогда компенсировать выпадающие доходы перевозчику, но сказано, что на водителя будет наложен штраф в размере 5 тысяч рублей, а на перевозчика – от 20 тысяч, если он высадит ребёнка. Но если ребёнка где-то в зимний период высадили в незнакомом ему районе, на незнакомом остановочном пункте, не дай бог, с ним случится какая-то беда, ответственность уже будет не административная, а уголовная. Мы работаем с перевозчиками, напоминаем им о необходимости информационной работы с водителями, но такие инциденты, к сожалению, иногда случаются. Администрация города приносит пострадавшим свои извинения.

Вывести карту из стоп-листа можно по телефону (4212) 45-25-05.

Инга Трошина Фотографии: Дмитрий Волков


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен