Как мы искали нелегальных таксистов на городских улицах
Отличить официальное такси от тех, кто работает в «тени» можно по «шашечкам», говорят в главном управлении госконтроля правительства Хабаровского края. Опознавательные знаки — специальные наклейки и оранжевый фонарь на крыше — обязаны иметь все автомобили, оказывающие услуги такси. Нелегальных перевозчиков на улицах Хабаровска ищут во время специальных рейдов. В один из таких вместе со специалистами главного управления госконтроля и автоинспекторами отправились и наши журналисты.
Каждую неделю специалисты выходят в специальные рейды и останавливают «шашечки» на городских дорогах, чтобы проверить перевозчиков на соответствие новым требованиям «Закона о такси». Он вступил в силу осенью прошлого года.
В Хабаровском крае действуют 332 перевозчика легковым такси, в том числе 25 юридических лиц, 155 индивидуальных предпринимателей и 152 физических лица (самозанятых), осуществляют деятельность 27 служб заказа легкового такси.
— Главное изменение, которое должны почувствовать жители после введения нового закона — это безопасность поездок. Ведь теперь у каждого водителя должно быть разрешение на работу, он может быть самозанятым или находиться в штате у перевозчика, а также обязан иметь при себе информацию о таксопарке, о тарифах по которым работает. Штраф за отсутствие такого разрешения — пять тысяч рублей, — объясняет перед началом «операции» начальник отдела лицензионно-разрешительной работы главного управления госконтроля правительства Хабаровского края Владимир Есин. — Но главное - перед выездом все водители обязаны пройти медосмотр и проверить техническое состояние автомобиля. Наличие всех необходимых документов мы проверяем в ходе этих рейдов. А также вся информация о лицензированных такси фиксируется в региональном реестре, проверяем и этот момент.
![](https://habinfo.ru/media_new/8/4/6/1/dbae89eedd2435a6f166246ef7f5d443/bOrKl8JhBHYdRjjELYiixwFvLb2ePJetCzLA1TrJ-thumb_1920.jpg)
В этот день рейд проходил на Амурском бульваре, недалеко от Центрального рынка. Практически сразу на горизонте показался первый таксист. На борту машины, как и положено, символика, а на крыше — «шашечки». За рулем мужчина средних лет. Он был очень удивлен, заметив рядом с автоинспектором большую «группу поддержки» с фото— и видеокамерами. А когда узнал, что это журналисты приехали снимать репортаж, оказался очень разговорчивым. Пока доставал весь набор необходимых документов, рассказал, что служил в Афганистане и уже много лет работает в перевозках.
— И всегда только официально, так как я законопослушный человек, — заверил он нас. — У меня есть все документы, все разрешения. В такси я не первый год, свои права и обязанности хорошо знаю. Моя задача доставить пассажира из пункта «А в пункт «Б» — качественно и безопасно. Остальное меня волновать не должно.
Все разрешения у него оказались в наличии, утром пройден медосмотр, есть и печать соответствующая, а номер авто «пробивается» в реестре такси. Желаем счастливого пути и ждем следующего.
И вот снова «шашечки» мелькнули в потоке. Взмах жезла и такси останавливается у обочины. Водитель без лишних вопросов сразу подает документы инспектору.
— Уже не первый раз останавливают, поэтому у меня все наготове. Извозом подрабатываю третий год, а осенью, как вышел закон, зарегистрировался как самозанятый. Так проще и безопаснее, — пояснил шофер.
Пожелав и этому водителю хорошей дороги, ждем очередного. А пока Владимир Есин рассказывает, что сейчас ситуация с перевозками в Хабаровске стабилизируется. Все больше водителей выходят из «тени». Ежедневно в Управление госконтроля и лицензирования края обращаются до десяти водителей для получения разрешения на работу.
— После введения нового закона количество легальных такси в крае выросло в семь раз. Сейчас в реестре официальных перевозчиков числится около трех тысяч водителей, — уточняет начальник отдела госконтроля. — Но мы все равно такие рейды проводим еженедельно. Выезжаем и в Комсомольск-на Амуре. Встречаются порой нелегалы, которые под видом такси, оказывают услуги по перевозке. За прошлый год составили больше двадцати протоколов.
![](https://habinfo.ru/media_new/8/4/6/5/95f026db7d7a2957c454fe9633b9e0af/bV847F71t4Rm18iZyaWTtcc9BZpJr0oKLE2Yplwh-thumb_1920.jpg)
Интересно, что за наличие «шашечек» без официального разрешения на работу, тоже полагается штраф — 5 000 рублей. Но доказать, что человек за рулем оказывал услуги такси в этом случае практически невозможно.
— Остановим такую машину, а пассажир встанет и уйдет. И уже никак не докажешь, что он оказывал услуги такси. Просто едет человек куда-то, — объясняет Владимир Есин.
Пока разговариваем, замечаем, что машины с «шашечками», одна за одной, сворачивают с бульвара на прилегающие улицы.
— У них есть свои чаты. И весть о том, что здесь стоит патруль быстро разнеслась между водителями. Это стандартная история. Обычно мы каждые 20-30 минут меняем локацию, — говорит инспектор ГИББД.
А журналисты просят подождать еще чуть-чуть и решаются форсировать ситуацию — один из коллег делает заказ авто через приложение. Через три минуты машина с обозначенными номерами подъезжает к нам. На вопрос о такси, водитель делает удивленный вид и сообщает, что просто едет домой.
— Как же так? А ведь мы вас вызвали через приложение, вот и номер ваш тут указан, — открываем водителю «карты».
— Ну, просто хотел подзаработать по пути, — смущенно сознается мужчина.
Проверив водительское удостоверение и страховой полис, они оказались в порядке, автоинспектор отпускает его восвояси.
— Предъявить такому водителю нечего. Хотя мы знаем, что он оказывает услуги по перевозке пассажиров, но по факту такси не является. Законодательно это именуется как «аренда автомобиля с экипажем», — объясняет ситуацию начальник отдела главного управления госконтроля и лицензирования. — Если вы внимательно посмотрите в приложении агрегаторов, то на первом этапе предлагается не услуга такси, а просто некое транспортное средство, в котором есть водитель и лишь потом идет слово «такси». Но под действие закона такие перевозчики не попадают. У них нет лицензии на работу, вряд ли они проходят ежедневный медосмотр и технический контроль, и, скорее всего, никто не соблюдает график труда и отдыха, как в официальном таксопарке. Но люди пользуются их услугам, потому что они дешевле.
Эти водители не попадают в область проверок, а между тем, по оценкам специалистов, такие перевозки занимают до половины всего рынка. Такой оказался пробел в законодательстве.
Автоинспекторы все-таки решают сменить место патрулирования, а мы, чтобы не привлекать излишнего внимания у водителей, отправляемся в редакцию готовить репортаж.
– В ходе рейдов проверили 16 водителей легкового такси, у всех установлено соблюдение требований законодательства в части наличия разрешения на осуществление деятельности, наличия путевого листа с отметками о прохождении предрейсового медицинского осмотра и проведение технического контроля транспортного средства перед выходом на линию, – позднее подвел итоги рейда начальник отдела Владимир Есин.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен