Есть ли будущее у хабаровских трамваев и троллейбусов?
Парк хабаровских трамваев изрядно обветшал. И неудивительно, ведь вагоны, которые сегодня выходят на линию, МУП «ГЭТ» арендует у предприятия-банкрота ХТТУ. Также как и рельсы, подстанции и контактную сеть. В следующем году город совместно с краем обещает приобрести для Хабаровска 10 новых трамваев и еще 16 троллейбусов. Поможет ли это повысить качество перевозки пассажиров, узнавал наш корреспондент.
![](https://habinfo.ru/media_new/6/9/1/5/c74d43d84aee117ed4da6ae6d6dcc67a/WEliCO8ttiK4c3syUkrXI3ZCA9HBihOebEofJTXA-thumb_1920.jpg)
Виктор Байков, директор предприятия «Городской электрический транспорт», ведет по территории троллейбусного депо представителей общественного совета при министерстве транспорта Хабаровского края. Общественникам демонстрируют старые машины, которые доживают свой век на улице. В их числе – подаренные городу пару лет назад московские троллейбусы.
— Они, конечно, нас очень выручили, и мы были рады получить такой подарок от губернатора, но сейчас мы их почти не эксплуатируем, — говорит директор МУП «ГЭТ». — Во многих нужно менять мосты, а они венгерского производства. Из-за санкций приобрести запчасти не можем, другие поставить тоже. Впрочем, они нам еще послужат «донорами».
В цехах депо довольно прохладно – большие помещения сложно отапливать. Если бы здесь стояли мощные калориферы, как было при советской власти, предприятие платило бы за электричество не миллион с лишним, как сейчас, а в 5 раз больше. Утеплить цеха можно, говорит Виктор Брайков. Нужно только убрать окна и положить изоляцию на бетонную крышу. Светодиодные лампы сегодня использовать выгодно: света дают больше, чем солнечный день, и экономят электроэнергию.
Но заниматься ремонтом производственных помещений пока рано. Ведь здания, как и другое имущество, МУП «ГЭТ» арендует у ХТТУ, которое сегодня признано банкротом. Ожидается, что социально-значимые объекты недвижимости выкупит администрация города, а после передаст на баланс МУП «ГЭТ». Скорее всего, произойдет это уже в следующем году. А до той поры вкладывать деньги в чужую собственность нецелесообразно, да и незаконно.
В 2024 году в Хабаровск приедет 10 новых трамваев. Кто именно их поставит – решат по конкурсу. Известно, что закупка произойдёт во втором полугодии. Пассажиры «пятёрки» надеются, что и на их трамвайной ветке случится праздник, и вместо старых КТМов на линию поставят современные вагоны. Но руководств предприятия смотрит на это не столь оптимистично.
— Если вагоны будут такие же, как мы сейчас используем, Усть-Катавского завода, есть вероятность, что на «пятёрке» мы часть машин обновим, — говорит Виктор Брайков. — Но это ведь могут быть и полностью низкопольные вагоны, конкурса ведь еще не было. А у нас там на этом маршруте и рельсы нужно обновить, и сеть подремонтировать. В общем-то, конечно, мы понимаем наших пассажиров, и хотели бы сделать их путь домой и на работу более комфортным. Как только решится вопрос с социально-значимым имуществом, можно будет участвовать в федеральной программе, что-то типа «Безопасные и качественные дороги», только рассчитанной для обновления контактной сети и рельсового пути.
Самое главное, говорят в городском управлении транспорта, что его специалистам удалось договориться о рассрочке на выплату налогов. У МУП «ГЭТ» за 3 года образовалась задолженность в размере больше 70 миллионов рублей. Сейчас предприятие будет гасить ее равными долями в течение двух лет, при этом оплачивая текущие налоги. А значит, будущее у МУП «ГЭТ» точно есть.
— Мы посмотрели, как живет предприятие, поговорили о дальнейшем развитии, — комментирует визит общественников на МУП «ГЭТ» Александр Максименко, член общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края. — Возможности для ремонта и обслуживания трамваев и троллейбусов есть, программы поддержки государственные тоже имеются, считаем, что главное на сегодня – сохранить «Городской электрический транспорт».
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен