Арбитражный суд отказал хабаровскому УФАС в иске по социальной транспортной карте
История запуска в Хабаровске краевого проекта «Социальная транспортная карта» уже напоминает «Санта-Барбару». Хочется верить, что всё решится в ближайшее время, и льготники наконец-то смогут реализовать своё право на бесплатный проезд. Но что-то подсказывает: впереди еще немало серий. проблемы с запуском социальной транспортной карты
Напомним, социальная транспортная карта должна была заработать в городских автобусах, троллейбусах и трамваях 1 июня 2019 года. Но с тех пор сроки переносились трижды. В дело вмешалась федеральная антимонопольная служба, которая обратилась с иском в арбитражный суд. Но судьба краевого проекта до сих пор не определена. Слушание по делу о социальной транспортной карте проводилось в арбитражном суде дважды за январь. Последнее заседание длилось больше трёх часов. В зале суда собралось около трёх десятков человек: представители СМИ, минсоцзащиты, хабаровского межотраслевого навигационно-информационного центра, администрации города и правительства Хабаровского края и, конечно, истца – хабаровского УФАС. Кстати, городским перевозчикам опять не дали слова сказать. Ходатайство, которое заявила от имени ИП Желудкова представитель перевозчика Юлия Лискина, судья отклонила.
— Мы считаем, что перевозчики тоже должны были участвовать в процессе, — заявила Юлия Лискина. — Ведь сегодня решается их судьба: будет ли установлен в автобусах второй валидатор, что совершенно неприемлемо. Как будут выплачиваться выпадающие расходы за перевозку льготников? Но судья нам не позволила привести свои аргументы ни на первом, ни на втором заседании.
Зато не умолкали представители министерства социальной зашиты, правительства Хабаровского края и московский оператор. Последний, кстати, предъявил на слушании терминал-валидатор той же модели, что установлены сегодня в городском общественном транспорте. И продемонстрировал судье, что социальная транспортная карта вполне может читаться подобным устройством. Но для того, чтобы информация о совершенной поездке передавалась краевому оператору, а тот после смог составить отчёт о количестве поездок и передать его минсоцзащите, которая, в свою очередь, смогла бы раз в три дня компенсировать расходы за перевозку льготников, необходима информация от владельцев системы ПАО «Сбербанк» и «Золотая корона».
— Карта прикладывается к устройству, и оно распознает эту карту. Это пока все, что мы можем сделать, не имея никакой обратной связи от коллег, — высказался на заседании Кирилл Поздняков, исполнительный директор ООО «ППБ Новое поколение» (Москва). — Ответы, которые нам требуются, - это, по сути, объяснить, рассказать и показать в документах, как это делается у них в системе, какие команды нужно условно подать на устройство.
Но представитель «Сбербанка» предъявила суду документы, подтверждающие, что техническая информация о терминалах-валидаторах, установленных в автобусах и трамваях, есть в свободном доступе на сайте китайской компании-производителя. Банк всего лишь приобрел устройства, и что у них за прошивка – знать не обязан. Если бы московская компания «Новое поколение», которая выиграла конкурс и получила статус краевого оператора, действительно хотела обеспечить интеграцию в действующее оборудование, она давно нашла бы все необходимые данные в Интернете или у производителя. проблемы с запуском социальной транспортной карты
Истец, хабаровское УФАС, настаивал на том, что условия технического задания московский оператор нарушил: не произвел интеграцию в действующую систему валидаторов без установки дополнительного оборудования. проблемы с запуском социальной транспортной карты
— Как написано черным по белому, так и читаем: установка дополнительного оборудования не предполагается данным соглашением и техническим заданием к конкурсной документации. В этой связи хотелось бы обратить внимание суда, что два пути не предусмотрено данным соглашением, — высказалась Валерия Оттева, начальник отдела контроля органов власти УФАС по Хабаровскому краю. — Просим удовлетворить наш иск - признать конкурс и дополнительные соглашения недействительными.
Но судья в иске отказала. Не помогли аргументы представителя МБУ «ХМНИЦ» Павла Тесельского о том, что реализация краевого проекта «Социальная транспортная карта» может противоречить 161 ФЗ «О национальной платёжной системе», в котором говорится, что все социальные выплаты, в том числе, и те, которые касаются оплаты проезда льготников, должны совершаться с помощью карты «МИР» любого банка. Не учла судья и уже имеющийся положительный опыт такого использования карты «МИР».
Несмотря на то, что перевозчиков лишили права слова, и оправдаться они не смогли, представитель министерства социальной защиты Максим Апёнышев настаивал, что те коммерсанты, которые до сих пор не подписали соглашение с минсоцзащиты, нарушают закон.
— Система сегодня работает. Те перевозчики, которые подписали соглашение с нами и краевым оператором, получают возмещение выпадающих доходов. А вот те, кто такое соглашение не подписал и не возит льготников, – это уже нарушение со стороны перевозчиков. Они обязаны возить. По всему краю все перевозчики обязаны возить льготников, — высказался Максим Апёнышев, начальник управления правовой, кадровой, и организационной работы минсоцзащиты Хабаровского края.
Напомним, в декабре краевые парламентарии хотели с помощью Роспотребнадзора обязать перевозчиков обслуживать региональных льготников по социальным транспортным картам. Аргументы были таковы: есть краевой закон, который гарантирует льготникам право бесплатного проезда, и если это право не обеспечено, виновные должны понести наказание.
Почему «крайними» в этой ситуации должны стать перевозчики - не понятно. Но господина Апёнышева совершенно не волнует, что условия соглашения перевозчиков не устраивают, да и наказывать их пока не за что. Ведь формально к тем коммерсантам, которые соглашение не подписали, нет основания применять меры административной ответственности.
— Вообще, не сказать, что мы огорошены решением судьи, — высказался один из участников судебного процесса, директор ООО «Оператор транспортная карта» (Хабаровск) Захар Грузнов. — Когда у судьи есть возможность по формальным признакам отказать, она, скорее всего, откажет, не вникая в процесс дела, в те нюансы, которые стороны излагали. Мы видели, как позицию защищало правительство Хабаровского края. Шесть человек было задействовано в защиту, скорее всего, своих интересов и вот этой, никому не известной московской фирмы, которая не имеет положительного опыта реализации данных проектов не то что в стране, но и на Дальнем Востоке. Оператор не выполнил условия конкурса, сроки переносились несколько раз – признайте, что он не справился с условиями, и проведите новый конкурс! Но нет, это уже, похоже, дело принципа – защищать «Новое поколение». У нас есть еще порядка 16 районов края, где проект не запущен и не реализован в полной мере. Мне звонили перевозчики из Комсомольска, они тоже обеспокоены. Там тоже не работает эта система, но мы продолжаем продлевать контракты и соглашения с этой компанией, которая не выполняет взятые на себя обязательства. И мы продолжаем ее тянуть, как говорится в народе, за уши.
Когда же региональные и федеральные льготники смогут воспользоваться своим правом бесплатного проезда по социальной транспортной карте? И как краевой оператор намерен реализовать проект, если за девять месяцев так и не смог этого сделать? На эти вопросы сегодня нет ответа. После того, как все участники дела получат мотивированное решение суда, управление федеральной антимонопольной службы будет подавать апелляцию. На это по закону есть целый месяц. В свою очередь, другие участники процесса намерены обратиться в прокуратуру.
Мария Полякова Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен