В преддверии нового учебного года в Хабаровске состоялась традиционная августовская конференция педагогов. Мы уже писали о пленарном заседании, но это ещё не всё. Интересно было послушать так называемый второй такт (именно второй такт, это не описка – прим.) совещания, на котором выступили наши учёные. Хотите знать, о чём они говорили? Здесь началась настоящая словесная вакханалия. Доклады сплошь состояли из новых научных терминов, как мне показалось, заимствованных где-то на зарубежных просторах нашей планеты. конференция педагог

И.о. директора Академии Минпросвещения Павел Кузьмин, в основном, говорил о подготовке кадров. конференция педагог

- Наша задача – обустройство индивидуальных траекторий, повышается ответственность педагогов, - отметил бывший учитель математики и самый настоящий кандидат педнаук.

Далее Павел Владимирович поднял вопрос формирования единой экосистемы образования на федеральном и региональном уровне. конференция педагог

- Нужно образовать эффективную систему взаимодействия. Надо, чтобы все педагоги прошли курсы повышения квалификации по эффективному использованию нового школьного оборудования. При создании у вас в крае Центра непрерывного повышения профмастерства педагогов надо разработать индивидуальные кадровые марши.

Павел Кузьмин презентовал примерный план для педагогических кадров на второе полугодие и пригласил участников конференции на съезд сельских учителей Московской области, который состоится в октябре. конференция педагог

- Тут важно взаимообучение управленческих команд, - подчеркнул г-н Кузьмин. – Иными словами, это обмен передовым опытом. Ведь президентом страны перед нами поставлена задача - войти в десятку лучших стран в системе образования. Нами составлена интерактивная карта системы взаимообучения, в которую вошли лучшие практики 14-ти регионов. Надеюсь, туда скоро войдёт и Хабаровский край. Обучение в школе управленцев начнётся с 22 сентября. Особенно это важно для вновь назначенных руководителей. В этом году стартует реализация проекта «Учитель будущего поколения России» с объёмом финансирования в пять миллиардов рублей - это только на 2021 год.

Своё видео выступление руководитель академии завершил ключевыми задачами, в числе которых создание региональной системы тьюторского сопровождения (английская классическая модель устройства системы образования – прим.). И зачем нам английская модель – непонятно.

Кого мы хотим удивить? Неужели своей, российской модели ещё со времён царя Гороха нам недостаточно? Понятно, что те времена ушли безвозвратно. Но можно ведь устаревшую модель обновить – и вперёд! Тем более, что те же англичане как раз-таки перенимают наш опыт, утверждая, что российская модель обучения была когда-то лучшей в мире. Чего ж мы так себя не уважаем?

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко отметил, что в их рейтинге Хабаровский край имеет устойчивый положительный результат.

- Новый импульс системе образования дадут поправки в федеральный закон «Об образовании РФ», внесённые в прошлом году, - подчеркнул эксперт (кстати, именно он разрабатывал экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ и итогового экзамена в девятых классах, тоже бывший учитель математики, а ныне кандидат физматнаук – прим.). – Мы говорим о новом шаге в связи со строительством управленческой работы. Конечно, вклад семьи невозможно отделить от процесса. онференция педагог

Но и оценивать результаты педагогической деятельности в системе воспитания нужно аккуратно и деликатно. Мы уже три года реализуем эти программы, и эта система не используется ни в коем случае как рейтинг образовательной организации и не оценивает результаты воспитания отдельных учащихся, а только в целом классов или школ. Почему в одной школе климат лучше, чем в другой? Здесь нужно подходить индивидуально.

В прошлом году Министерство просвещения запустило проект «500+» под лозунгом «Важен каждый ученик». Проект призван поддержать школы с низкими образовательными результатами (отстающие – прим.), работающими в сложных социально-экономических условиях, а также учащихся с проблемами в обучении (трудных детей – прим.).

На первом этапе проект «500+» охватил порядка 250 школ более чем в 20 регионах страны, в том числе, и в Хабаровском крае. Оператором проекта является Хабаровский краевой институт развития образования. «Подтянуть» предполагается 27 школ в 14 муниципальных районах, в том числе две – в Хабаровске.

Почему «500+»? Название проекта связано с 1000-балльной шкалой, которая используется в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Если, к примеру, в исследовании PISA (международная программа по оценке достижений учащихся – Прим. Авт.) средние баллы 15-летних школьников какой-то страны превышают значение 500, то можно утверждать, что в этой стране высокий уровень качества образования. Вот так.

Далее учёный рассказал о базовых ценностных ориентациях (семейные, общественные, российская идентичность и пр.). Предмет оценки – качество организации воспитательной работы в школе и собственно результаты воспитательной работы. А как оценить результаты воспитания? Здесь могут быть три категории: знания, установки и практика, иными словами, уровень распространения явлений (например, сколько детей стало волонтёрами – всё просто!).

- В 2020 году институт проводил исследования по оценке результатов воспитания, и мы выяснили много чего интересного, - утверждает Сергей Станченко. - Более 70 процентов шестиклассников смогли объяснить важность взаимодействия членов семьи во время уборки, занятий спортом и на отдыхе. Треть опрошенных детей смогли объяснить, как правила вежливости влияют на отношения между людьми, и только 26 процентов из них указали на необходимость соблюдать правила поведения в общественных местах.

Иными словами, научным путём академикам удалось доказать, что наши школьники практически не воспитаны. Вернее, воспитаны, но не так. Вероятно, вы это уже почувствовали на собственной шкуре?

Вы посмотрите, какие ценности учёные выявили у наших восьмиклассников: уверенность в себе – 74%, бережное отношение к собственному здоровью – 68% (интересно, а к здоровью окружающих?), умение ставить перед собой цель – 62%. Как вам? Видно отличие, как воспитывали нас и как воспитывают нынешнюю молодёжь? Совершенно верно, воспитывают будущих роботов – без души и сердца.

То есть, как вести себя в приличном обществе и быть вежливыми со старшими – они понятия не имеют, а как ставить цель и добиваться её – пожалуйста! Кого же мы тогда получим на выходе, не задумывались?

Тут к выступающему поступил вопрос: а кто лучше всех продвинулся в данном направлении, какой регион?

- Систему воспитания мы отслеживаем уже два года, но пока выводы делать ещё рано. В ноябре на конференции в Москве, думаю, первые результаты уже будут.

- Но что нужно делать регионам в этом направлении?

- Главное, в каждой школе должны появиться соответствующие инструменты мониторинга по улучшению внутреннего климата. В первую очередь, надо педколлективам договориться, что это приоритетная задача, - ответил Сергей Станченко.

Вот вам и алгоритм

Проректор Федерального института профессионального образования Елена Комарницкая в своём выступлении была более адекватна. Хотя доклад её назывался витиевато – «Интеграция традиций и инноваций как процесс и результат воспитания обучающихся в образовательных организациях СПО». В общем, говорилось о традициях и педагогическом наследии. И что же?

Если всю эту тутотину перевести на русский язык, то суть выступления Елены Анатольевны можно свести к трём концептуальным подходам: компетентностный, аксеологический и личностно-ориентированный.

С 1 сентября все образовательные организации должны представить новые программы воспитания, основанные вот на этих самых подходах.

- Остановлюсь на потенциальных рисках: школоцентризме и утрате вариативности, - продолжила докладчица. – Мы никогда не можем точно сказать, что же мы получим.

Золотые слова! Никто ничего не знает и не хочет знать. Главное – выполнить установки, которые нам зачем-то спускаются сверху. Вот мы и утратили методики создания коллектива, как выразилась г-жа Комарницкая.

- В так называемой программе-конструкторе, разработанной для всех учебных организаций, нет традиционных направлений воспитания. Почему? Да потому что тот же туристический поход, к какому направлению вы отнесёте? Можно к любому. Вот поэтому мы от них и отказались. Мы только одно направление и ставим во главу угла, - заметила она. – Но как повысить результативность воспитания? Надо организовывать совместные дела, чтобы они были интересны всем – и педагогам, и детям. И родители должны активнее включаться в жизнь школы, но это тема специального разговора. Очень важно, чтобы в школу вернулась повседневная, кропотливая работа с ребёнком. Думаю, что у нас всё получится.

И то верно. Но почему на конференции, посвящённой вопросам воспитания, не было ни слова сказано о системе «выдающегося педагога столетия» Антона Макаренко? Неужто устарел? А вот в других странах его наследие почему-то и сегодня изучают, хотя бы в той же Америке. Мысль, конечно, спорная. И, слушая всю эту белиберду второго такта, подумалось: а кому вообще это нужно?

На следующий день программа конференции предполагала проведение мастер-классов по стратегии развития систем воспитания, и главное событие – пленум «Работа с родителями и социальное партнёрство».

В заключительный день мероприятия прошли совещания с руководителями профобразовательных организаций и психологических служб, а также межрегиональный семинар «Управление изменениями. Простые решения сложных задач».

Работа проводилась одновременно на десяти площадках, в них приняли участие около двух тысяч педагогов края и соседних регионов.

Остаётся только поздравить бедных педагогов с началом учебного года. На них столько навалилось!

Фото: eva.ru

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен