Бюст и немножко нервно. «Железного Феликса» увековечили в центре Хабаровска
Пока страна втихомолку, но обсуждает очередной «сталинский прорыв» в Вологде, где местный губернатор открыл памятник Иосифу Виссарионовичу, нам тоже есть чем гордиться. В Хабаровске в день работника органов безопасности 20 декабря появился новый монумент: на Уссурийском бульваре, между улицами Дзержинского и Волочаевской, открыли памятник Феликсу Дзержинскому, создателю той самой ВЧК.
— Товарищи полицейские сказали, что мы рано! Не раньше 11:00 начнется! — жалуются при приближении к фигуре, накрытой белой тканью, сотрудники одного из местных ТВ-каналов. До открытия еще не меньше 30 минут, примерно столько же градусов мороза на термометрах.
Пожалуй, каждому присутствующему хотелось, чтобы торжественная церемония по открытию памятника Дзержинскому прошла вовремя и, желательно, быстро. В автобус то и дело заходили и выходили дети — ученики кадетского класса лицея «Звездный». Также грелся и почетный караул. На четверых парней в тонких парадных шинелях с винтовками в руках было «холодно» даже смотреть.
Морозное ожидание организаторы скрасили музыкой: достали колонки, начали устанавливать оборудование. Площадку возле постамента еще за неделю почистили от снега, а сегодня постелили среди небольших сугробов красные ковровые дорожки. Лепота!
***
Музыка согреться не очень помогала. В это время дать небольшой комментарий, дабы не терять времени, согласился заммэра Хабаровска, экс-министр строительства края Олег Сутурин. Он вспомнил, что Феликс Дзержинский многое сделал для борьбы с беспризорностью, работал на благо страны и восстанавливал экономику.
— И ни одного бюджетного рубля в этот памятник не вложено! — не без гордости отметил он. Правда, сколько потратили на новое изваяние, говорить не стал — оставил право распоряжаться этой конфиденциальной информацией неназванных спонсоров.
Наконец, парни в шинелях вышли не зря — начал собираться актив ФСБ. Уже не молодые люди, одетые неприметно (в темное и серое), как, видимо, и полагается сотрудникам органов госбезопасности, встречали друг друга с улыбками. Но вот на самой церемонии были предельно серьезными. Сосредоточенно слушали они трехминутную (согласно регламента) речь от мэра Сергея Кравчука.
***
Ее тезисы позже разместили на сайте. А знатоки в соцсетях быстро обнаружили сходство с цитатами из речей в городе Кирове 2017 года, когда там открывали аналогичный бюст. И то сказать, в Вятском крае опасный арестант отбывал свою первую ссылку, а какое отношение Феликс Эдмундович имеет к Хабаровску?
Нет, локация была неслучайной. И не конечная остановка 25-маршрута тому виной. Поблизости находится «Жилой дом работников НКВД», который признан архитектурным памятником, а чуть дальше, на улице Волочаевской, расположено еще одно историческое здание — в нем находилось управление НКВД, а ныне ФСБ.
Инициатива пришла от краевого актива ветеранов ФСБ, при содействии мэрии и неких спонсоров. Как уверены чиновники, новый памятник станет прекрасным украшением бульвара, а одноименным сквером первого чекиста можно будет наслаждаться во время променада.
— Федеральная служба безопасности всегда с нами, — бодро констатировал Сергей Кравчук. — А новый памятник станет украшением Уссурийского бульвара.
К слову, речь Сергея Анатольевича была больше устремлена не в прошлое, а в будущее, о котором, оказывается, прозорливо думал красный революционер. Для мэра главным в грандиозной фигуре Дзержинского было то, что, помимо организации замечательной спецслужбы, тот был и выдающимся организатором советской промышленности, развивал железнодорожный транспорт, ну, и, конечно, боролся с беспризорностью. В этот день про эту заслугу Феликса говорили все.
***
Хотя с десяток подростков хоть и выделялись более яркими куртками и шапками на фоне неприметных чекистов, но слушали молча. Ни разговорчика в их маленьком строю заметить не удалось. Как выяснилось, они занимаются в классе, созданном при поддержке УФСБ: изучают военную историю и историю госбезопасности, учатся управлять дронами.
Вот и руководитель краевого УФСБ, генерал-лейтенант Максим Мухин говорил им, что важно знать историю, восстанавливать историческую память. И неожиданно наказал ребятам думать самим и критически мыслить.
Директор лицея «Звездный» Анна Смирнова начала со стихов советского поэта Ярослава Смелякова (к слову, трижды репрессированного) о важности истории страны, затем вспоминала, что Дзержинский был хорошим руководителем, педагогом, заботился о сиротах. Также оратор вспомнила педагога Макаренко и отметила: как Феликс Эдмундович разработал 100 лет назад важные педагогические нормы, так ими и пользуются сейчас.
— Мы вместе, и Россия с нами! — закончила директор эффектную речь.
***
После выступили и ветераны ФСБ. Подполковник в отставке Александр Лавренцов с прессой говорил охотно, признавая неоднозначность этой могучей фигуры. Ветеран рассказывал, что Дзержинского называли «Железным Феликсом» не только из-за жесткой дисциплины, установленной в созданной им «Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем». Дело в том, уверен он, что первочекист очень много внимания уделял развитию железных дорог — они в то время были основой российской экономики.
А то, что с подачи созданной им структуры, начался «красный террор» — не более чем миф. Ветеран ФСБ уверен, что массовых репрессий при «Железном Феликсе» не было, хотя Дзержинский, конечно, участвовал и в арестах, и в уголовных делах. А вообще-то, добавил ветеран, он отменил смертную казнь.
— В нашем управлении с 1921-го по 1923 годы расследовалось 36 уголовных дел всего, 20 из которых было прекращено за недостаточностью оснований. Так что обвинять его и власти на местах в необузданных репрессиях невозможно! — подытожил выступающий и призвал даже «тех, кто не хочет почитать эту неоднозначную фигуру», сохранять историческую память.
А еще ветераны мимоходом рассказали, что идея возвести памятник в центре города, в публичном месте, а не на ведомственной территории, возникла еще год назад. И что было, оказывается, некое общественное обсуждение (о котором, каемся, мы ничего не слышали. — Прим. Авт.), даже споры, но, так сказать, стремление чтить историю в рядах наследников чекистов победило.
***
Любопытно, правда, что сам памятник мало что поведает о том, чей сквер, улица и бюст здесь размещены. На постаменте размещены максимально толерантные слова, под которыми мог подписаться как Ганди, так и Карнеги: «В каких бы трудных условиях вам ни пришлось жить, не падайте духом, ибо вера в свою силу и желание жить для других — это огромная сила». Стремление не раздражать «проигравших противников» чувствовалось даже в этом.
Впрочем, против установки памятника, который в былые времена вызвал бы изрядно волнение, тоже никто особенно не высказывался. Лишь за две недели до события в интернете (18+) опубликовали петицию члены незарегистрированной Минюстом РФ «Либертарианской партии». Но и их протест остался таким же незамеченным — против установки подписалось меньше ста человек.
Между тем, заммэра Сутурин отмечал в своей речи, что сквер и памятник станут отправной точкой для реконструкции Уссурийского бульвара — «в рамках мастер-плана города». Между тем, длина бульвара — 2,6 км. Здесь уже отметились постаментами прокуратура, МВД, пограничники, теперь и ФСБ. Оставшиеся метры будут украшать в том же, едином «силовом» стиле, чтобы мы лучше усвоили, похоже, так и не выученные уроки истории?
Анна Игорева,
Сергей Вершинин
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен