Хабаровчане частенько жалуются на общественный транспорт: кондукторы хамят, а автобус приходится ждать на остановке десять-пятнадцать минут. Жители пригорода в ответ на это предлагают им прокатиться вечером в Гаровку или Ракитное. Транспорт туда ходит раз в час, может приехать раньше или задержаться. Но в последнее время ситуация с автобусами на пригородных маршрутах стала меняться к лучшему. Надолго ли – выяснял корреспондент «Хабинфо». пригородные автобусы хабаровск В декабре жители Некрасовки и Гаровки-1 частенько уезжали домой на такси. Автобусы № 123 и 104 ходили с задержкой, водители не соблюдали расписание маршрута, вечером вообще могли сойти с линии, никого не предупредив. Люди устали мёрзнуть на остановках и гадать – придёт ли автобус. Долгое время это направление обслуживало ООО ПАТП «Дальавто», но в сентябре контракт с перевозчиком был расторгнут. Краевое министерство транспорта организовало конкурс, на который заявилась только одна компания – ООО «Бриз». Этот коммерсант продержался недолго – буквально до конца 2021 года, и тоже лишился государственного контракта из-за того, что не смог организовать качественные регулярные перевозки по маршрутам №№ 100, 102, 104, 109, 123, 124,129, 133. пригородные автобусы хабаровск

С пятого января на эти маршруты назначили временных перевозчиков: ООО «АТП Владивосток», ИП Ермилова Марина Петровна, ИП Артамонов Данил Витальевич. Маршрутные карты им выдали на несколько месяцев. Пока автобусы ходят по расписанию и не пропадают с радаров диспетчеров. Пассажиры довольны и появлением безналичного расчёта, и вежливостью экипажей.

— Я утром в семь часов уезжаю в Хабаровск на работу, моя дочь едет на восьмичасовом, — рассказывает Анастасия Харламова, жительница села Ракитное. — Сейчас, слава богу, не опаздываем, не мёрзнем – приходишь по расписанию и уезжаешь. Несколько раз было, что 123-й пришёл раньше и раньше уехал, и люди на него не успели, но такое не часто бывает. Мы немного расслабились и выдохнули, надеюсь, так и дальше будет. пригородные автобусы хабаровск

А вот этого людям пока не гарантируют. Перевозчики не горят желанием забирать малорентабельные маршруты. Если утром в час пик автобусы едут под завязку, то потом в течение дня в салоне можно увидеть лишь пару человек. И пассажиропоток настолько мал, что даже не покрывает расходы на топливо.

— Мы за первые две недели работы перевезли не больше двух тысяч пассажиров, — говорит перевозчик Данил Артамонов. — Чтобы работать с прибылью, а не в убыток, как сейчас, за день мы должны перевозить порядка семисот человек. А такого пассажиропотока на этих маршрутах нет. Вот смотрите: берём калькулятор. У нас с минтрансом прямой контракт на полтора месяца на обслуживание. Сумма прямого контракта - ну, грубо возьмём, по контракту пятьсот девяносто тысяч рублей. Разделить на три машины - это сто девяносто шесть тысяч, разделим на сорок семь дней. Получается, чуть больше четырёх тысяч рублей нам платит минтранс за один автобус. Этих денег не хватает даже на солярку, потому что в день на топливо уходит в два раза больше. Зарплату я водителям вообще из своего кармана плачу. Мы должны решить этот вопрос в правительстве, иначе это уже не бизнес, а какая-то благотворительность.

Специалисты краевого министерства транспорта сейчас регулярно выходят на проверку, чтобы подсчитать количество пассажиров. Между делом узнают: нет ли каких-то жалоб на работу общественного межмуниципального транспорта?

— Ну, хотелось бы, чтобы автобусы ходили большие, в маленьких мы как селёдки в банке, — говорит жительница села Гаровка – 1 Елена. — Утром, пока он все посёлки объедет и народ соберёт, дышать тяжело, так сдавливают. Если им не выгодно днём ходить, пусть дневные рейсы отменят, а на утренние и вечерние добавят. Днём действительно мало ездит людей.

Коммерсанты говорят, что брать маршруты на постоянной основе им не выгодно. Выходов несколько: по словам перевозчиков можно совсем закрыть направление, но тогда не понятно, как добираться домой и на работу людям, которые живут в этих посёлках. Маршруты можно сократить, или сделать их разрывными. Оптимальный вариант таков: краевое правительство выделит финансирование в том объёме, который полностью удовлетворит перевозчиков.

— Чтобы рассчитать рентабельность маршрута, класс автобусов, которые нужно на него поставить, необходимо сначала подсчитать пассажиропоток, — говорит Павел Володькин, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» ТОГУ. — Но могу так сказать: во все времена перевозка общественным транспортом – это было дотируемое государством мероприятие. Чтобы бизнес этим занимался, приобретал новые автобусы, это должно быть для них привлекательно, и затраты на перевозку должны покрываться из бюджета. У нас в крае это не должно стать исключением. Люди не должны страдать.

Ситуация с межмуниципальными пригородными автобусами на контроле у министра транспорта Хабаровского края. Мониторинг пассажиропотока продолжается, через неделю в минтрансе проведут очередное совещание, чтобы решить, как сделать перевозки удобными и выгодными и для пассажиров, и для коммерсантов.

Мария Полякова Фотографии: Дмитрий Волков


  • В Хабаровске обновили маршрут №30. Зависит ли стоимость проезда от состояния автобуса? - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен