В Дальневосточном художественном музее есть несколько десятков предметов, созданных в разные эпохи на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. статуэтка амура

Одна из наиболее популярных серий этой фабрики – «Devisenkinder», название которой дословно переводится как «Дети с девизами», но чаще ее называют «Амуры с девизами» или «Купидоны с девизами».

Амур из ДВХМ

Древнеримский бог любви Амур традиционно изображается в двух ипостасях – прекрасным юношей или пухлым шаловливым младенцем-купидоном. Именно этот второй образ стал популярен в эпоху рококо, когда игра в любовь стала едва ли не важнее самой любви.

В 1764 году парижский скульптор Мишель-Виктор Асье (17361799) заключил контракт с Мейсенской мануфактурой и переехал в Дрезден. Между 1775 и 1778 годами им была задумана и осуществлена серия «Амуры с девизами», прославившая не только ее автора, но и саму мануфактуру, и повторявшаяся затем Мейсенской мануфактурой в 1860-е – 1880-е годы.

Рисунки к серии разработал Иоганн Элизар Цейссиг по прозвищу Шёнау (1737–1806), также получивший образование в Париже, а с 1770 года работавший в Дрездене.

Асье и Шёнау работали в переходное время, когда кокетливую и фривольную эпоху рококо сменял классицизм, тяготеющий к строгости и простоте. Художник и искусствовед Шарль-Николя Кошен точно сформулировал идею классицизма: «Не мучайте без причины те вещи, которые могут быть прямыми, и возвращайтесь к здравому смыслу, который является началом хорошего вкуса».

«Амуры с девизами» выполнены, несомненно, в духе рококо, с его любовью к хрупким вещицам, нежным краскам, сложным игривым разворотам фигур. Но при этом Асье, которого называли «пионером классицизма в Мейсене», проводником в Дрездене «стиля Людовика XVI», не мог не привнести в свои изделия классические мотивы, например, почерпнутые из гротесков только что открытых помпейских росписей с их мотивами цветочных и ленточных гирлянд.

Серия состояла из 16 фигурок крылатых обнаженных малышей в разных ракурсах, опирающихся на пьедестал, плывущих в облаках, держащих различные «романтические» атрибуты – сердца, цветы и т.д. Амур предстает здесь «хранителем моральных качеств влюбленных, помогая им, а также предостерегая и напутствуя их девизами». На шестигранных пьедесталах в розовых резервах содержались французские афоризмы, например: «Я короную их», «Я приручаю их», «Я открываю всё», «После побед я отдыхаю».

Статуэтка из собрания Дальневосточного художественного музея, созданная в XIX веке, на своем постаменте имеет надпись «Je les raméne» (Я возвращаю их). Она представляет собой летящего в бледно-серых облаках амура. Слева от него – пьедестал с сердцем на нем и цветочной гирляндой. статуэтка амура

статуэтка амураПо замыслу авторов крылатый малыш должен приподнимать гирлянду, выполненную из изящных ярких лепных цветов. К сожалению, крылья, руки фигурки и большая часть гирлянды на музейном экспонате отбиты, поэтому понять, как он выглядел изначально, можно лишь в сравнении с аналогичными статуэтками.

Созданные в разные эпохи статуэтки с девизом «Я возвращаю их» имеют отличия в расположении некоторых деталей. Например, меняет месторасположение колчан со стрелами: на музейном предмете он лежит на пьедестале, по левую руку от амура, на некоторых статуэтках лежит у его ног. Отличаются эти фигурки и росписью.

Помимо «Амуров с девизами» Мишель-Виктор Асье разрабатывал и другие серии на детские темы. Именно благодаря этому скульптору детская тема заняла важное место в мейсенском производстве.

Фролова Алена, заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • «Фарфоровые звери Бориса Воробьёва в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен