В одном из залов Дальневосточного художественного музея проходит выставка изобразительного искусства Бурятии «Наследники»(6+). В ней представлены как работы современных бурятских художников, так и тех, кто стоял у истоков профессионального искусства региона.

Одна из них — Сахаровская Александра Никитична (1927—2004 гг.). Она родилась в 1927 году в селе Ленино Зиминского района Иркутской области в многодетной бурятской семье.

Сформировавшийся в детстве интерес к рисованию стал во взрослой жизни не просто увлечением, но одним из главных достояний художественной культуры республики и страны. Ребенком Александра очень часто рисовала своих друзей, родных и близких. Но больше всего ей нравилось изображать окружающую природу и домашних животных. Ее увлекал колорит местных жителей, особенности бурятской культуры и традиций. Именно национальные мотивы заняли одно из важнейших мест в творчестве художницы.

В 1957 году Александра Никитична окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Здесь она обучалась на отделении книжной графики графического факультета, занимаясь оформлением книги от начала до конца: создавая иллюстрации, заставки, концовки и т. д.

Одной из особенностей основного направления живописи и графики Бурятии является прочная связь искусства с древними духовными традициями коренного народа. В работах бурятских художников оживают мифы и легенды, достоверно изображаются традиции и быт, культура и колорит местных жителей. На картинах многогранно отображены красота бескрайних лесов и степей, величественность гор, неповторимость местной флоры и фауны.

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится пять графических листов Александры Сахаровской, выполненных в технике литографии. Три листа созданы в 1972 году и воссоздают атмосферу традиционного уклада жизни народа, вписывая его в современность. Отличительная особенность этих листов — бескрайность и удивительное внутреннее спокойствие.

Лист «Семья табунщика» (главное фото) из серии «Моя Бурятия» представляет уютную семейную сцену с читающим мальчиком, шьющей на машинке мамой. Мягкие плавные линии в изображении фигур, их размещение в пространстве создает ощущение стабильности и постоянства их жизни. Внешне современная комната на самом деле оказывается юртой, в центре которой расположен очаг. На нем готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костёр, обогревая юрту. Слева от очага в национальном костюме сидит, вероятно, самый старший член семьи. Так на одном листе сочетаются предметы традиционной культуры (очаг, костюм старика, сосуд для кумыса) и современности (швейная машинка, прическа и одежда женщины, мальчика и молодого мужчины).

(рис. 2) А.Н. Сахаровская — По Монголии. Сельхозобъединение

Сцена, показанная на листе «Сельхозобъединение» (рис. 2) из серии «По Монголии», происходит на свежем воздухе, и здесь также удивительным образом переплетаются традиции и явления жизни второй половины ХХ века. Выстроенная фризами композиция создает прежде всего ощущение бескрайности, бесконечности степи. А группы персонажей, объединенные в сюжетные зарисовки (выбивание шерсти, пастьба, дойка, приготовление пищи, сбор травы) — словно неспешное, плавное повествование эпоса о буднях современных кочевников. И здесь также удивительно гармонично соседствуют лошади и грузовики, традиционные народные костюмы и мода 1970-х, юрты и современные брезентовые палатки.

Графические листы Александры Сахаровской — наглядный пример бережного отношения к традиционной культуре своего народа и включение её в современную жизнь.

Увидеть, как современные художники Бурятии переосмысляют традиции, совмещают их с современностью, можно до 08 июня 2025 года.

М. А. Константинова,
заведующая научно-исследовательским отделом ДВХМ

В ТЕМУ:
Выставка «Восточная церемония» в Дальневосточном художественном музее

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен